1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 101

Открытые инновации: критические факторы успеха и ключевые показатели

Для создания конкурентных преимуществ предприятиям необходимо разрабатывать новые идеи, а самые оригинальные и перспективные из них необходимо внедрять и коммерциализировать. Что представляют собой критические факторы успеха инноваций? Какие инструменты открытых инноваций можно применять и как оценивать результат их применения? Об этом и пойдет речь в статье.

Идея практического применения открытых инноваций охватывает все большее число крупных компаний. Большинство компаний США и Европы практикуют модели открытых инноваций. В некоторых компаниях уже введены должности заместителей генеральных директоров по открытым инновациям.

Практическое применение открытых инноваций связано с рисками, большими затратами временных и финансовых ресурсов, поэтому необходимо выявлять критические факторы успеха и разрабатывать ключевые показатели эффективности (КПЭ), позволяющие выявить потенциал предприятия и оценить успешность его деятельности.

Критические факторы успеха открытых инноваций

Наряду с источниками поиска открытых инноваций важную роль в их успешной реализации играют так называемые критические факторы успеха:

  • наличие у предприятия знаний (ноу-хау);

  • наличие возможностей для проведения исследований;

  • доступ к интеллектуальной собственности;

  • наличие проактивной инновационной культуры.

Особенно важно для предприятия иметь знания (ноу-хау), которые измеряются количеством патентов и уникальных технологий. Не менее важно наличие инженеров, способных проводить исследования.

В табл. 1 приведены критические факторы успеха и показатели, позволяющие измерить и оценить потенциал предприятия для успешного внедрения открытых инноваций1.

Существуют разные мнения относительно ранжирования критических факторов успешного внедрения открытых инноваций. Приведем здесь результаты одного исследования немецких специалистов (рис. 1 и рис. 2)2, опросивших 146 высокотехнологичных предприятий. Как показано на рис. 1, факторы практически равнозначны, но к наиболее значимым факторам успешности можно отнести наличие знаний и возможностей для исследования, а также доступ к интеллектуальной собственности и инновационной культуре. Важное значение имеет фактор доступа к капиталу или средствам частных, или институциональных, спонсоров, однако все же наличие знаний и активных инженеров-разработчиков важнее.



Критические факторы успеха и показатели для измерения потенциала успешного внедрения открытых инноваций (таблица 1)

Критические факторы успеха

Показатели

Наличие у предприятия знаний

Σ = количество патентов

Σ технологий (с признаками уникальности)

Σ активных инженеров-исследователей / Σ инженеров всего

Σ активных инженеров-исследователей / Σ общая численность работающих

Наличие возможностей для проведения исследований

Затраты на НИОКР(млн руб.) / Годовой оборот предприятия (млн руб.)

Затраты на НИОКР (млн руб.) / Прибыль (млн руб.)

Σ совместных исследовательских проектов

Σ совместных исследовательских проектов / Σ общее количество проектов

Инвестиции в исследования (млн руб.) / Суммарные инвестиции предприятия (млн руб.)

Доступ к интеллектуальной собственности

Σ используемых собственных патентов

Σ используемых собственных патентов / Σ собственных патентов

Σ используемых чужих патентов

Σ используемых чужих патентов / Σ собственных патентов (используемых/не используемых)

Σ используемых собственных технологий (без патентов)

Σ используемых собственных технологий / используемых всего технологий

Σ используемых чужих технологий

Σ используемых чужих технологий / Σ собственных технологий (используемых/не используемых)

Наличие проактивной инновационной культуры

Сумма премий для научно активных сотрудников (млн руб.) / количество научно активных сотрудников

Сумма премий для научно активных сотрудников (млн руб.) / общее количество инженеров

Σ результативных (выдающихся) научно активных сотрудников / Σ научно активных сотрудников

Показатель инновационной культуры (оценивается в баллах путем опроса сотрудников предприятия: 1 — очень низкая; 2 — низкая; 3 — средняя; 4 — высокая; 5 — очень высокая)

Ключевые показатели результативности как инструмент контроллинга открытых инноваций

Далеко не всегда в литературе и на практике одобряется идея использования контроллинга применительно к открытым инновациям. Противники контроллинга инноваций считают, что применение стандартных инструментов контроллинга будет существенно регламентировать инновационные процессы и вредить творчеству исследователей и разработчиков. Основные противники контроллинга инноваций — сотрудники научно-исследовательских и опытно-конструкторских департаментов. Их аргументы заключаются в том, что уникальные инновационные процессы нельзя измерить и сравнить, следовательно, этими процессами нельзя управлять. Поэтому контроллинг инноваций в принципе не нужен менеджерам, более того, он вреден.

Следует признать, что традиционный набор инструментов контроллинга инноваций, таких как графики Гантта, сетевые графики, Target Costing, Innovation Balanced Scorecard, Key Performance Indicator (ключевые показатели эффективности — КПЭ), а также различные методы прогнозирования затрат и времени в значительной степени жестко регламентируют и стандартизируют процессы. Процесс управления открытыми инновациями не может быть четко структурирован и стандартизирован, поэтому необходимо модернизировать и адаптировать существующий набор инструментов контроллинга.

Рассмотрим более детально КПЭ в качестве одного из основных инструментов контроллинга открытых инноваций. Применение КПЭ для оценки результативности инновационной деятельности имеет сравнительно давнюю историю и полностью себя оправдало.

В табл. 2 представлены инструменты открытых инноваций и соответствующие КПЭ.

Результат опроса предприятий в рамках вышеупомянутого исследования немецких специалистов с точки зрения частоты применения инструментов открытых инноваций представлен на рис. 2. Как видно из рисунка, наиболее часто (около 80%) для поиска инновационных идей предприятия используют различные виды сетевых платформ (неформальные сети). Более 50% идей возникает в результате совместных исследований с клиентами-соразработчиками. Около 1/3 идей инноваций приходится на поставщиков.

Инструменты открытых инноваций и КПЭ (таблица 2)

Инструменты

КПЭ

Сетевые платформы и события (неформальные сети)

Σ потенциальных партнеров по кооперации

Σ потенциальных мультипликаторов

Затраты (участие, взносы, длительность командировок и т.д.)

Σ сотрудников с высокой склонностью работы в сетевых сообществах / Σ сотрудников всего

Σ сетевых мероприятий / Σ сетевых сотрудников

Время, затраченное на сетевые мероприятия / фонд времени сетевых сотрудников

Клиенты-соразработчики проекта

Σ проектов с соразработчиками / Σ всех текущих проектов

Планируемый объем проектов с соразработчиками (млн руб.) / Планируемый объем всех текущих проектов (млн руб.)

Потенциальный объем проектов с соразработчиками, оцениваемый вероятностно

Σ клиентов-соразработчиков проекта / Σ клиентов всего

Поставщики

Σ инновационных проектов от поставщиков / Σ всех текущих проектов

Планируемый объем проектов с поставщиками (млн руб.) / Планируемый объем всех текущих проектов (млн руб.)

Потенциальный объем проектов с поставщиками, оцениваемый вероятностно

Σ поставщиков, использующих инновации / Σ поставщиков всего

Исследовательские проекты с поддержкой государства (общественных фондов)

Σ проектов, поддерживаемых государством (общественными фондами) / Σ проектов всего

Объем реализованных проектов, поддерживаемых государством (общественными фондами) (млн руб.) / Общий объем проектов (млн руб.)

Σ поданных заявок / Σ одобренных заявок

Объем поданных заявок (млн руб.) /Объем одобренных заявок (млн руб.)

Конкурсы инновационных идей

Σ собственно инициированных идей (проектов) / Общее Σ идей (проектов)

Σ идей / Σ принявших участие в конкурсах

***

Так как процесс управления открытыми инновациями слабо структурирован и практически не стандартизирован, то существующий набор инструментов контроллинга нет смысла применять. Поэтому необходимо модернизировать и адаптировать набор инструментов, в частности, путем разработки КПЭ, которые позволяют измерять инновационный потенциал предприятия.


1 Знак Σ в табл. 1 означает количество.

2 Dressler S., Dresler Sa. Entwicklung eines Innovationscontrollings für den Einsatz von Open Innovation Tools // Controller Magazin. № 1. 2018. P. 4—11.