Валютное регулирование и коммерческий кредит: что нужно знать, чтобы не получить штраф?

| статьи | печать

Многие участники гражданского оборота считают коммерческий кредит исключительно гражданско-правовой категорией, а споры в отношении него — возникающими лишь в отношениях с контрагентами по договору. Представляется, что если поставщик согласен предоставить покупателю безвозмездную отсрочку оплаты поставленного товара, то и проблем не будет. По общему правилу, это действительно так, но только пока речь не заходит о внешнеторговых контрактах. Здесь определять, предоставлял поставщик зарубежному покупателю коммерческий кредит или нет, будут, вопреки ожиданиям, не стороны контракта, а уполномоченные банки и органы валютного контроля. Подробнее — в материале.

С 2018 г. начали действовать новые правила валютного контроля за экспортными контрактами. Речь идет об Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (далее — Инструкция № 181-И). Этим документом ЦБ РФ отменил обязанность оформлять паспорт сделки для экспортных контрактов. Но несмотря на декларируемые разработчиками Инструкции № 181-И послабления для сторон внешнеторговых контактов, по сути, механизм отчетности по таким сделкам не изменился. Вместо оформления паспорта сделки экспортеры теперь ставят контракты на учет. В банки по-прежнему необходимо подавать документы, являющиеся основанием для проведения валютных операций. Единой формой учета и отчетности по валютным операциям резидентов была и остается справка о подтверждающих документах (п. 1.3 Инструкции № 181-И).

Коммерческий кредит должен быть отражен в справке о подтверждающих документах

Согласно Инструкции № 181-И общий механизм отчетности при осуществлении валютных операций по внешнеторговым контрактам сводится к постановке внешнеторгового контракта на учет и представлению в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах. В Инструкции № 181-И перечислены случаи, когда резидентам необходимо подавать такую справку. В частности, п. 8.8 устанавливает требование, согласно которому при вывозе товара с территории Российской Федерации на условиях предоставления резидентом нерезиденту коммерческого кредита в виде отсрочки оплаты или, напротив, ввозе товара на территорию Российской Федерации на условиях предоставления резидентом нерезиденту коммерческого кредита в виде предоплаты (авансового платежа) и при наличии требования о таможенном декларировании товаров в соответствии с законодательством о таможенном регулировании путем подачи декларации на товары резидент должен представить в уполномоченный банк в срок не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором зарегистрированы декларации на товары, справку о подтверждающих документах без представления декларации на товары. Иными словами, указанное положение накладывает на резидентов обязанность представлять справку о подтверждающих документах в том числе в ситуации, когда между сторонами внешнеторгового контракта имеет место коммерческий кредит.

На практике это положение вызывает некоторую неопределенность в связи со следующим.

Представим ситуацию: российская компания — экспортер заключила с нерезидентом договор поставки товаров. Со стороны поставщика имеются обязательства отгрузить товар, а со стороны покупателя-нерезидента — оплатить его. Стороны договариваются, что оплата будет проводиться, например, в течение нескольких дней с момента отгрузки товара и передачи отгрузочных документов покупателю.

Таким образом, складывается ситуация, когда обязательство по поставке продавец исполняет в момент завершения отгрузки, а деньги получает на несколько дней позже.

На практике подобная ситуация нередко вызывает у уполномоченных банков как агентов валютного контроля вопрос: является ли этот разрыв во времени в связи с оговоренной сторонами отсрочкой оплаты разновидностью коммерческого кредита?

Сторонам контракта, как правило, очевидно, что условие о коммерческом кредите должно было быть прописано непосредственно в договоре купли-продажи. А если оплата покупателем процентов за период отсрочки в контракте не предусмотрена, предполагается, что продавец с этим согласен и коммерческий кредит (ст. 823 ГК РФ) не предоставляется. Однако банк, на учет в котором поставлен контракт, может посчитать оплату с отсрочкой коммерческим кредитом. И если это действительно так, в банк необходимо подавать справку о подтверждающих документах, заполненную соответствующим образом.

Коммерческий кредит в гражданско-правовых отношениях

Законодательство и правоприменительная практика на данный момент не дают однозначного ответа на вопрос о том, когда возникают отношения по коммерческому кредитованию: в любом случае при несовпадении по времени момента оплаты по договору и предоставления встречного исполнения или когда в договоре прямо предусмотрено условие о коммерческом кредите. В практике судов встречаются судебные акты в поддержку как одной, так и другой позиции.

Так, существует сложившаяся практика, в которой условия об отсрочке платежа признаются коммерческим кредитом.

Примеры из практики

В одном деле две компании заключили договор купли-продажи с условием об отсрочке оплаты. Не получив своевременно оплату за поставленный товар, продавец обратился с иском в суд, где заявил в числе прочего требование о взыскании кредитных процентов в соответствии со ст. 823 ГК РФ. Покупатель в отзыве на иск указал, что считает подобное требование неправомерным. Суды трех инстанций поддержали продавца, посчитав, что стороны договора согласовали условие о коммерческом кредите. Довод ответчика о несогласовании сторонами условий о размере процентов за пользование коммерческим кредитом суды посчитали необоснованным. Они пришли к выводу, что хотя сторонами не установлен размер процентов за пользование коммерческим кредитом, однако в соответствии со ст. 809 ГК РФ в этом случае проценты за кредит определяются ставкой рефинансирования.

Постановление АС Московского округа от 25.01.2018 № Ф05-20789/2017 по делу № А40-70273/2017

В другом деле стороны также заключили договор поставки, по условиям которого покупателю могла быть предоставлена отсрочка оплаты поставленного товара, если об этом указано в спецификации. Согласно условиям очередной спецификации оплата за поставку должна быть произведена в течение 30 дней с даты выставления счета-фактуры. Однако покупатель просрочил оплату товара больше чем на 30 дней, и поставщик обратился с соответствующими требованиями в суд. В договоре содержалось условие о том, что если стороны в спецификации согласовали предоставление покупателю отсрочки/рассрочки по оплате товара, то в случае просрочки оплаты поставщик вправе потребовать от покупателя уплаты процентов за пользование коммерческим кредитом. Покупатель полагал, что несовпадение момента оплаты товара с моментом его получения само по себе не является коммерческим кредитом (отсрочкой оплаты товара) и условие об оплате товара в течение 30 календарных дней со дня отгрузки товара, содержащееся в спецификациях, соглашением о предоставлении коммерческого кредита служить не может, поскольку сторонами не конкретизированы размер и условия предоставления кредита. Однако суд отклонил этот довод.

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2016 № 17АП-3165/2016-ГК по делу № А60-51792/2015

Еще в одном деле суд разбирал спор между поставщиком и покупателем продуктов нефтепереработки. Применительно к требованиям продавца об уплате процентов за пользование коммерческим кредитом в связи с задолженностью по договору покупатель указывал, что несовпадение моментов оплаты товара с его получением не является коммерческим кредитом (отсрочкой оплаты товара). По коммерческому кредиту должны быть конкретизированы размер и условия его предоставления. Однако суд довод покупателя отклонил, посчитав условие о коммерческом кредите согласованным сторонами в дополнительном соглашении к договору поставки.

Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 24.10.2014 № Ф02-4400/2014 по делу № А19-2089/2014

Но есть и другой подход. В ряде споров суды, даже в ситуации, когда стороны так или иначе прописали коммерческий кредит в соглашении, тем не менее отказывали во взыскании соответствующих сумм по различным причинам — либо в связи с недостижением сторонами соглашения по условиям коммерческого кредитования применительно к конкретной партии товара, поставляемого по рамочному договору, либо признавая соответствующее положение договора условием не о коммерческом кредите, а об установлении срока платежа за поставленный товар.

Примеры из практики

В одном деле, рассматривая вопрос о том, имел ли место коммерческий кредит в отношениях между сторонами договора поставки, суд указал, что не всякое предусмотренное договором несовпадение момента оплаты товаров, работ, услуг с моментом их получения представляет собой коммерческий кредит. Уплата аванса, предоставление отсрочки и рассрочки уплаты товаров, работ или услуг представляют собой коммерческий кредит, если такие условия платежей определены в договоре как предоставление коммерческого кредита. Одного упоминания в договоре о возможности предоставления коммерческого кредита (например, в виде отсрочки оплаты товара) также недостаточно. Обязательно должны быть перечислены условия предоставления такого кредита. По смыслу ст. 823 ГК РФ при отсрочке оплаты товара (работ, услуг) обязательства коммерческого кредитования возникают не автоматически, а при достижении сторонами соглашения об этом. В конкретном споре рамочный договор поставки содержал условия предоставления коммерческого кредита, однако соглашение об оплате на условиях коммерческого кредита конкретной партии товара должно было быть, по мнению суда, достигнуто при подписании спецификации или иного документа о поставке конкретной партии товара.

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2018 № 13АП-31451/2018 по делу № А56-112655/2018

В другом деле стороны заключили договор поставки подсолнечного масла. Согласно спецификации, являющейся приложением к договору, оплата товара производится в течение трех банковских дней на основании предоставленного поставщиком счета-фактуры с даты сдачи товара перевозчику на станции отправления, определяемой по дате на штемпеле о приеме товара к перевозке на ж/д накладной, проставленном станцией отправления. Также согласно договору покупателю может быть предоставлена отсрочка оплаты товара (коммерческий кредит). Проанализировав содержание указанных положений договора, суды пришли к выводу, что в нем не содержится условий о предоставлении покупателю коммерческого кредита. А несовпадение момента получения товара с моментом его оплаты само по себе не является коммерческим кредитом (отсрочкой оплаты товара). Условие об оплате товара в течение трех банковских дней с даты сдачи товара перевозчику на станции отправления представляет собой соглашение сторон об установлении срока платежа за поставленный товар, а не отсрочку платежа в целях предоставления коммерческого кредита.

Постановление ФАС Поволжского округа от 15.04.2014 по делу № А65-17705/2013

В соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 488 ГК РФ договором может быть предусмотрена обязанность покупателя уплачивать проценты на сумму, соответствующую цене товара, начиная со дня передачи товара продавцом. Из этой нормы следует, что стороны должны прямо прописать в договоре условие о коммерческом кредите. Если же они этого не сделали, проценты в связи с отсрочкой оплаты поставленного товара не начисляются. Более того, с экономической точки зрения стороны могли заложить такие проценты в стоимость товара, поставляемого на условиях отсрочки оплаты.

Резидента могут привлечь к ответственности, даже если он считает, что не предоставлял своему контрагенту коммерческий кредит

Несмотря на то что положения гражданского законодательства, регулирующие коммерческий кредит, носят диспозитивный характер и стороны могут не предусматривать проценты за отсрочку оплаты, агенты и органы валютного контроля во многих случаях считают, что любой разрыв во времени между поставкой товара и его оплатой предполагает предоставление коммерческого кредита. На сегодняшний день эта проблема является системной.

В качестве примеров приведем несколько дел, в которых компании подавали справки с ошибками в аналогичных ситуациях, считая, что коммерческий кредит в отношениях с их контрагентами не был предусмотрен, и в результате привлекались к административной ответственности.

Примеры из практики

В одном деле компании-поставщику, заключившей внешнеторговый контракт на сумму 175 028 долл. США, контрагент перечислил 174 975 долл. США в качестве предоплаты, а оставшиеся 53 долл. США — после выпуска товара. Компания представила в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах, однако заполнила ее неправильно. Банк отверг справку, отметив, что резиденту следовало указать информацию об ожидаемом в соответствии с условиями контракта максимальном сроке получения от нерезидента денежных средств в счет предоставленного резидентом коммерческого кредита в виде отсрочки оплаты переданных нерезиденту товаров. Повторная попытка подать справку также не увенчалась успехом. Лишь на третий раз банк принял справку, однако срок на ее подачу уже был пропущен. Компанию привлекли к ответственности по ч. 6.1 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 руб.

Суды пришли к выводу о наличии в действиях компании состава и события вмененного административного правонарушения, однако освободили компанию от ответственности в связи с малозначительностью правонарушения.

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2016 № 13АП-5855/2016 по делу № А26-8691/2015

В другом деле поставщик-резидент заключил с сингапурской компанией договор поставки, по условиям 50% стоимости отгружаемой партии товара покупатель оплачивал авансом не менее чем за 10 дней до начала отгрузки, а оставшиеся 50% — в течение 30 банковских дней от даты отгрузки. Условия о коммерческом кредите в контракте не было, а потому поставщик оформил справку о подтверждающих документах соответствующим образом. Однако банк эту справку не принял, указав на ошибки в ее заполнении. Когда поставщик предоставил верно заполненную справку, сроки для ее подачи уже вышли. В связи с этим поставщика привлекли к ответственности по ч. 6.1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Рассматривая спор, суды также пришли к выводу, что поставщик осуществил вывоз с территории Российской Федерации товара на условиях предоставления резидентом нерезиденту коммерческого кредита в виде отсрочки платежа. А значит, должен был заполнить справку о подтверждающих документах с учетом этого обстоятельства. В этом деле суды пришли к выводу об отсутствии оснований для освобождения поставщика от административной ответственности.

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2016 № 13АП-28140/2015 по делу № А26-7398/2015

В связи с изложенным при решении вопроса о том, направлять ли справку о подтверждающих документах по договорам, по условиям которых оплата вносится покупателем через некоторое время после завершения отгрузки, целесообразным было бы все же рассматривать отсрочку платежа в качестве коммерческого кредита (даже если прямо такое условие в контракте не прописано) и оформлять справку о подтверждающих документах с учетом этого обстоятельства. В таком случае не возникнет спора ни с банком, ни с органами, осуществляющими валютный контроль.

Принять к сведению

Ответственность за неподачу или несвоевременную подачу справки о подтверждающих документах предусмотрена ч. 6—6.4 ст. 15.25 КоАП РФ. За подобное нарушение предусмотрен штраф, который для юридических лиц составляет в зависимости от срока задержки до 50 000 руб. За повторное нарушение компаниям грозит штраф до 150 000 руб. Эта санкция может оказаться особенно чувствительной, если речь идет не о единичной сделке, а о систематических поставках покупателям-нерезидентам.