Требование о представлении пояснений к декларации по НДС: памятка налогоплательщикам

| статьи | печать

ФНС России письмом от 03.12.2018 № ЕД-4-15/23367@ дала указание налоговым органам на местах довести до налогоплательщиков сведения о кодах ошибок, которые могут содержаться в требовании о представлении пояснений, а также о действиях, которые налогоплательщик должен совершить при получении требования.

Коды ошибок

В рамках камеральной налоговой проверки инспекторы могут выявить ошибки в декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо обнаружить несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля. В таких случаях налоговый орган выставляет требование о даче необходимых пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ).

К требованию прилагается перечень операций, отраженных в соответствующем разделе декларации по НДС, по которым установлены расхождения. Для определения причин их возникновения по каждой записи в приложении к требованию указывается код возможной ошибки. В настоящее время (письмо ФНС России от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395) применяются четыре кода:

  • код «1» — если запись об операции отсутствует в декларации контрагента, либо контрагент не представил декларацию по НДС за аналогичный отчетный период, либо декларация контрагента содержит нулевые показатели, либо допущенные ошибки не позволяют идентифицировать запись о счете-фактуре и, соответственно, сопоставить ее с контрагентом;

  • код «2» — если не соответствуют данные об операции между разделом 8 «Сведения из книги покупок» (приложением 1 к разделу 8 «Сведения из дополнительных листов книги покупок») и разделом 9 «Сведения из книги продаж» (приложением 1 к разделу 9 «Сведения из дополнительных листов книги продаж») декларации (например, при принятии к вычету суммы НДС по ранее исчисленным авансовым счетам-фактурам);

  • код «3» — если в декларации не соответствуют данные об операции между разделом 10 «Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур» и разделом 11 «Сведения из журнала учета полученных счетов-фактур» (например, отражение посреднических операций);

  • код «4» — если, возможно, допущена ошибка в какой-либо графе. При этом номер графы с возможной ошибкой указывается в скобках.

В комментируемом письме специалисты ФНС России указали, что с 25 января 2019 г. в требованиях помимо кодов 1—4 будут применяться следующие коды ошибок:

  • код «5» — если в разделах 8—12 декларации по НДС не указана дата счета-фактуры или указанная дата счета-фактуры превышает отчетный период, за который представлена налоговая декларация по НДС;

  • код «6» — если в разделе 8 (приложении 1 к разделу 8) декларации заявлен вычет по НДС в налоговых периодах за пределами трех лет;

  • код «7» — если в разделе 8 (приложении 1 к разделу 8) декларации заявлен вычет по НДС на основании счета-фактуры, составленного до даты государственной регистрации;

  • код «8» — если в разделах 8—12 декларации по НДС некорректно указан код вида операции, предусмотренный приказом ФНС России от 14.03.2016 № ММВ-7-3/136@;

  • код «9» — если допущены ошибки при аннулировании записей в разделе 9 (приложении 1 к разделу 9) декларации, а именно сумма НДС, указанная с отрицательным значением, превышает сумму НДС, указанную в записи по счету-фактуре, подлежащей аннулированию, либо отсутствует запись по счету-фактуре, подлежащая аннулированию.

Действия после получения требования

Специалисты ФНС России разъяснили, что после получения требования от налоговиков в электронном виде налогоплательщик должен:

1) передать налоговому органу квитанцию о приеме требования в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в течение шести дней со дня его отправки налоговым органом. Если в указанный шестидневный срок квитанция не передана, налоговый орган вправе в течение 10 дней принять решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика;

2) в отношении записей, указанных в требовании, проверить правильность заполнения налоговой декларации, сверить запись, отраженную в налоговой декларации, со счетом-фактурой, обратив внимание на корректность заполнения реквизитов записей, по которым установлены расхождения: даты, номера, суммовые показатели, правильность расчета суммы НДС в зависимости от налоговой ставки и стоимости покупок (продаж). Если счет-фактура принимался к вычету по частям (несколько раз), необходимо также проверить общую сумму НДС, принятую к вычету по всем записям такого счета-фактуры, в том числе с учетом предыдущих налоговых периодов;

3) при выявлении в представленной налоговой декларации по НДС ошибки, приводящей к занижению суммы налога к уплате, представить в налоговый орган уточненную декларацию с корректными сведениями;

4) если ошибка в налоговой декларации не повлияла на сумму НДС, представить пояснения с указанием корректных данных. При этом налоговики рекомендуют тоже подать уточненную налоговую декларацию;

5) если после проверки корректности заполнения налоговой декларации ошибки не выявлены, об этом необходимо уведомить налоговый орган путем представления пояснений.

Обратите внимание: плательщики НДС, обязанные сдавать декларацию по данному налогу в электронном виде, дают пояснения в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота по формату, утвержденному приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@. Пояснения, представленные ими на бумажном носителе, не будут считаться представленными (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Пояснения и уточненная декларация должны быть представлены в течение пяти дней с даты получения требования.

Налоговики также напомнили, что если налогоплательщик не обеспечил условия для получения от налогового органа по месту нахождения документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, в течение 10 дней может быть принято решение о приостановлении операций по банковскому счету в соответствии с п. 1.1 ст. 76 НК РФ.