Доля интернет-торговли растет, но большинство покупок делается в обычных магазинах

| статьи | печать

Объемы онлайн-продаж в мире выросли на 7% в прошлом году по сравнению с 2016 г. В России в месяц на 4,6 покупки в обычном магазине приходится 1,4 покупки в режиме онлайн. Таким образом, большинство товаров, как показало специальное исследование компании «PricewaterhouseCoopers», люди по-прежнему приобретают в традиционных торговых точках.

Частота совершения онлайн-покупок в 2017 г. в мире, как свидетельствуют данные опроса 25 000 респондентов, увеличилась на 7% — до 2,4 покупок в месяц. Только 10% респондентов совсем ничего не покупают онлайн.

Наиболее активно покупают в режиме онлайн потребители в возрасте 25—34 лет, которые, с одной стороны, лучше разбираются в информационных технологиях, чем люди старшего поколения, а с другой — могут позволить себе больше покупок, чем более молодые потребители. Интересно, что покупатели в возрасте 35—44 лет более активны, чем самая молодая группа потребителей (18—24 года).

Все более популярной в России становится мобильная торговля. В прошлом году 63% респондентов регулярно использовали смартфоны для совершения покупок (в 2015 г. — 44%). Больше всего развитию данной тенденции способствуют потребители в возрасте 25—44 лет. В 2017 г. доля покупателей, использующих смартфоны, внутри данной возрастной группы существенно выросла — до 69%.

Более молодые покупатели (18—24 года) также задают тон (регулярно используют мобильные устройства для совершения покупок 68% опрошенных).

Еще одна новая потребительская привычка, оказывающая существенное влияние на способы продвижения товара компаниями, — изучение отзывов других покупателей, уже приобретавших ранее данный товар, в социальных сетях.

Более трети респондентов в России отметили, что социальные сети (например, Facebook и ВКонтакте) и мобильные приложения играют важную роль в побуждении к совершению покупки. Почти треть опрошенных отметила влияние приложений по обмену фотографиями, таких как Instagram.

Сайты для сравнения цен также оказывают существенное влияние на решение о покупке, хотя молодые россияне пользуются ими реже, чем покупатели в возрасте 45—64 лет.

Как и в предыдущие годы, рейтинг самых востребованных в онлайн-магазинах категорий товаров не изменился. Наиболее популярные товары в России — одежда и обувь, на втором месте — категория «красота и здоровье», далее — книги, фильмы, музыка, игрушки и бытовая электроника с большим отставанием. По прогнозу PwC, в краткосрочной перспективе количество категорий товаров с большой долей реализации через онлайн-каналы будет расти.

Весьма перспективной является категория «продовольственная розница». В прошлом году данная категория была не очень популярна, однако сейчас потребители проявляют к ней все больший интерес. Значительная часть (42%) респондентов в России планирует покупать продукты питания в интернете в следующем году, что меньше, чем в Китае (88%), но больше, чем в Германии (40%) и США (36%).

Тем не менее, несмотря на цифровизацию розничной торговли, обычные магазины сохраняют ведущую роль в рознице. Потребители старшего поколения особенно высоко ценят возможность совершать покупки непосредственно в магазине. Российские потребители подтвердили, что они часто приобретают товары, особенно повседневного спроса, в традиционных торговых точках. Доля обычных торговых предприятий в покупательских предпочтениях остается значительной. Офлайн-продажи превышают объемы реализации товаров в интернете.

«Наш опрос показал, что доля продаж в традиционных магазинах в России остается значительной, несмотря на цифровую революцию в ритейле, — отмечает руководитель практики по предоставлению услуг предприятиям сектора розничной торговли и производства потребительских товаров PwC Мартайн Пейтерс. — Традиционные офлайн-магазины остаются основным местом совершения покупок, что дает возможность развития бизнес-моделей многоканального обслуживания».