Правительство разработало правила контроля долевого строительства исходя из риск-ориентированного подхода

| статьи | печать

Систему государственного контроля и надзора за долевым строительством разработает Минстрой. Проект соответствующего постановления Правительства РФ представлен на regulation.gov.ru для общественного обсуждения (ID проекта 02/07/10-18/00084617). По мнению разработчиков, новая система проверок необходима в условиях изменившегося законодательства о долевом строительстве, предполагающего переход к банковскому сопровождению и эскроу-счетам, и поможет не допустить появления новых обманутых дольщиков.

Инициатива Минстроя предусматривает, что в области долевого строительства надзорные органы будут контролировать целевое использование застройщиком денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства, и соблюдение примерных графиков реализации проектов строительства. А в случае, если разрешение на строительство многоквартирного дома или иного объекта недвижимости получено до 1 июля 2018 г., контролеры проверят соблюдение требований к ведению учета денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства (данные требования установлены ч. 1.2 ст. 18 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», далее — Федеральный закон № 214-ФЗ).

Для оптимизации контрольных мероприятий Минстрой предлагает применять риск-ориентированный подход. Юридических лиц, привлекающих денежные средства участников долевого строительства, предложено разнести на группы, каждая из которых соответствует определенной категории риска (см. Таблицу).

Для застройщиков, относящихся к категории значительного риска, плановые проверки будут проводиться один раз в год, для категории среднего риска — не чаще чем один раз в два года, а для категории низкого риска плановые проверки вообще не предусмотрены.

Впрочем, от внеплановых проверок не спасет никакая категория. В проекте установлен закрытый перечень оснований для организации контрольных мероприятий вне плана.

Основаниями для проведения внеплановой проверки при осуществлении контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости являются:

1) истечение срока исполнения застройщиком ранее выданного предписания об устранении нарушений;

2) выявление в ходе анализа ежеквартальной отчетности застройщика о своей деятельности, его бухгалтерской отчетности (в том числе годовой) или в проектной декларации признаков нарушения обязательных требований, установленных законодательством о долевом строительстве;

3) сообщения граждан о нарушениях;

4) отклонение застройщика от примерного графика реализации проекта строительства на шесть и более месяцев;

5) приказ руководителя контролирующего органа о проведении внеплановой проверки, изданный в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ, либо высшего исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации, в случае выявления нарушений обязательных требований законодательства о долевом строительстве;

6) требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Категория риска

Критерии риска

Значительный риск

1. На дату принятия решения о присвоении категории риска юридическое лицо и (или) его должностные лица считаются подвергнутыми административному наказанию по ч. 1, 4 ст.14.28, ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ.

2. Наличие на дату принятия решения о присвоении категории риска факта нарушения срока исполнения обязательств по договорам участия в долевом строительстве более чем на 90 дней.

3. Обеспечение исполнения обязательств застройщика по договорам участия в долевом строительстве исключительно залогом предоставленного для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости земельного участка или права аренды, права субаренды на указанный земельный участок и строящихся (создаваемых) на этом земельном участке многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.

4. Непредставление специализированной отчетности застройщика, начиная с момента, когда у юридического лица возникла обязанность по предоставлению такой отчетности, в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 27.10.2005 № 645 «О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства» (далее — постановление Правительства РФ № 645).

Средний риск

1. На дату принятия решения о присвоении категории риска юридическое лицо и (или) его должностные лица считаются подвергнутыми административному наказанию по ч. 2, 3 ст. 14.28 КоАП РФ.

2. Наличие на дату принятия решения о присвоении категории риска факта нарушения срока исполнения обязательств по договорам участия в долевом строительстве менее чем на 90 дней.

3. Обеспечение исполнения обязательств застройщика по договорам участия в долевом строительстве наряду с залогом страхованием гражданской ответственности застройщика или поручительством банка.

4. Предоставление специализированной отчетности застройщика менее чем в двух последовательных отчетных периодах, начиная с момента, когда у юридического лица возникла обязанность по предоставлению такой отчетности, в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ № 645.

Низкий риск

1. Отсутствие на дату принятия решения о присвоении категории риска вступивших в законную силу постановлений о назначении административного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1, 2, 3, 4 ст. 14.28, ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ, или истечение срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1, 2,3, 4 ст. 14.28, ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ.

2. Отсутствие на дату принятия решения о присвоении категории риска нарушения срока исполнения обязательств по договорам участия в долевом строительстве.

3. Обеспечение исполнения обязательств застройщика по договорам участия в долевом строительстве наряду с залогом внесением обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 214-ФЗ.

4. Предоставление специализированной отчетности застройщика не менее чем в двух последовательных отчетных периодах, начиная с момента, когда у юридического лица возникла обязанность по предоставлению такой отчетности, в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ № 645.

5. Привлечение застройщиком денежных средств участников долевого строительства на строительство (создание) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости путем размещения таких средств на счетах эскроу.