О государственном контроле (надзоре) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости

Правительство РФ проект постановления
| нормативные правовые акты | печать

В соответствии с частью 2.1 статьи 23 Федерального закона
от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о государственном контроле (надзоре) в области долевого строительства многоквартирных домов
и (или) иных объектов недвижимости

2. Рекомендовать органам государственной власти субъектов
Российской Федерации утвердить в пределах установленной в субъекте Российской Федерации штатной численности органов государственной власти субъекта Российской Федерации норматив штатной численности сотрудников органов, осуществляющих государственный контроль (надзор)
в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, обеспечивающий выполнение полномочий, возложенных на такие органы.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от _____ № ____

ПОЛОЖЕНИЕ

О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ) В ОБЛАСТИ
ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ И (ИЛИ) ИНЫХ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ

I. Общие положения.

1. Настоящее Положение устанавливает требования к организации
и проведению государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее – государственный контроль в области долевого строительства).

2. Задачами государственного контроля в области долевого строительства являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями,
их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии
в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 214-ФЗ),
а также иных требований по вопросам привлечения денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, установленных нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти (далее - уполномоченный орган, законодательство о долевом строительстве соответственно).

3. Государственный контроль в области долевого строительства осуществляется посредством:

- организации и проведения проверок выполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, обязательных требований, установленных законодательством о долевом строительстве;

- проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований;

- мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия
с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;

- принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;

- систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

4. Предметом государственного контроля в области долевого строительства является контроль за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований законодательства о долевом строительстве, в том числе:

- контроль целевого использования застройщиком денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства по договору,
для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ;

- контроль соблюдения примерных графиков реализации проектов строительства;

- контроль установленных частью 1.2 статьи 18 Федерального закона
№ 214-ФЗ в редакции Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 304-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости
и о внесении изменений в некоторые законодательные акты
Российской Федерации» и отдельные законодательные акты
Российской Федерации» требований к ведению учета денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства, в случае,
если разрешение на строительство многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости получено до 1 июля 2018 года.

5. При осуществлении государственного контроля в области долевого строительства лицами, в отношении которых осуществляются мероприятия
по контролю являются:

- застройщик;

- иное лицо, привлекающее денежные средства участников строительства для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

6. В осуществлении государственного контроля в области долевого строительства не участвуют органы государственной власти,
не уполномоченные на реализацию такой функции нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется строительство, органы местного самоуправления муниципальных образований, а также организации.

7. При осуществлении государственного контроля в области долевого строительства применяется риск-ориентированный подход к организации контроля за деятельностью юридических лиц, привлекающих денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости
(далее – юридические лица, привлекающих денежные средства участников строительства), подлежит отнесению к одной из категорий риска
в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых
ими производственных объектов к определенной категории риска
или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

II. Требования к организации мероприятий по контролю

1. Организация и проведение проверок выполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, обязательных требований, установленных законодательством о долевом строительстве.

1.1. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых
и утверждаемых контролирующими органами в соответствии
с предоставленными полномочиями ежегодных планов.

1.2. Основанием для проведения плановой проверки является истечение одного года с даты выдачи лицу, в отношении которого проводится проверка, разрешения на строительство либо с даты окончания проведения последней плановой проверки такого лица.

1.3. Основанием для проведения внеплановой проверки
при осуществлении контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости является:

1) истечение срока исполнения лицом, привлекающим денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, выданного контролирующим органом предписания
об устранении нарушения требований Федерального закона № 214-ФЗ,
а также иных требований по вопросам привлечения денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, установленных законодательством о долевом строительстве, если до истечения такого срока лицом, привлекающим денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, не были устранены указанные в предписании нарушения;

2) выявление в ходе проведения анализа ежеквартальной отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, бухгалтерской отчетности (в том числе годовой), составленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, и (или) проектной декларации признаков нарушения обязательных требований, установленных законодательством о долевом строительстве;

3) поступление в контролирующий орган обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, указанной в части 1 статьи 23.2 Федерального закона
№ 214-ФЗ некоммерческой организации, из средств массовой информации, информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» о фактах нарушений требований законодательства о долевом строительстве;

4) отклонение застройщика от примерного графика реализации проекта строительства на шесть и более месяцев;

5) приказ руководителя контролирующего органа о проведении внеплановой проверки, изданный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо высшего исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации
в случае выявления нарушений обязательных требований законодательства
о долевом строительстве;

6) требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в подпункте 5 настоящего пункта может быть проведена контролирующим органом незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ.

1.4. Организация документарной проверки (как плановой,
так внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 11 Федерального закона № 294-ФЗ.

1.5. Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится
по месту нахождения лица, в отношении которого реализуется мероприятие по контролю, и (или) по месту фактического осуществления деятельности указанного лица в порядке, установленном статьей 12 Федерального закона
№ 294-ФЗ.

1.6. В случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований законодательства о долевом строительстве, контролирующий орган направляет проверяемому лицу предписание
об устранении нарушений обязательных требований.

В предписании указываются описание, характер, конкретный вид нарушений с указанием ссылок на статьи (пункты, части статей) нормативных правовых актов, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.

1.7. При выявлении в результате проведенной проверки,
либо при осуществлении контроля за исполнением предписания, признаков состава административного правонарушения, за совершение которого должностные лица контролирующих органов уполномочены возбуждать дела об административных правонарушениях, возбуждается дело
об административном правонарушении, в порядке и сроки, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

1.8. Информация о проведенных проверках деятельности застройщика,
за исключением сведений, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации, а также сведения о вступивших в законную силу постановлениях о привлечении застройщика, его должностных лиц
к административной ответственности за нарушение требований Федерального закона № 214-ФЗ, размещается в Единой информационной системе жилищного строительства.

2. Организация и проведение мероприятий, направленных
на профилактику нарушений обязательных требований.

2.1. В целях предупреждения нарушений лицами, в отношении которых реализуется мероприятие по контролю, обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, контролирующий орган осуществляет мероприятия
по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии
с программой, утверждаемой ежегодно.

2.2. В целях профилактики нарушений обязательных требований контролирующий орган:

1) обеспечивает размещение на своем официальном сайте
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;

2) осуществляет информирование лиц, в отношении которых реализуется мероприятие по контролю, по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров
и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации
и иными способами;

3) в случае изменения обязательных требований контролирующий орган подготавливает и распространяет комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления
их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение
и обеспечение соблюдения обязательных требований;

4) обеспечивает регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления регионального государственного контроля (надзора), и размещение на официальном сайте контролирующего органа
в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований
с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься лицами,
в отношении которых реализуется мероприятие по контролю, в целях недопущения таких нарушений;

5) выдаёт предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

2.3. При наличии сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с лицами,
в отношении которых реализуется мероприятие по контролю,
либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации
от органов государственной власти, должностных лиц органа государственного надзора, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные
о том, что нарушение обязательных требований причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов
Российской Федерации, безопасности государства, а также привело
к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало непосредственную угрозу указанных последствий,
и если лицо, в отношении которого реализуется мероприятие по контролю, ранее не привлекалось к ответственности за нарушение соответствующих требований, в течение месяца со дня получения контролирующим органом сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, лицу, в отношении которого реализуется мероприятие по контролю, направляется предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагается принять меры
по обеспечению соблюдения обязательных требований и уведомить об этом контролирующий орган в установленный в таком предостережении срок.

2.4. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, нормативный правовой акт, их предусматривающий,
а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) лица,
в отношении которого реализуется мероприятие по контролю, могут привести или приводят к нарушению этих требований.

2.5. Составление и направление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи лицом, в отношении которого реализуется мероприятие по контролю, возражений на такое предостережение и их рассмотрения, а также уведомления об исполнении такого предостережения осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Организация и проведение мероприятий по контролю
без взаимодействия с лицами, в отношении которых реализуется такое мероприятие.

3.1. К мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие контролирующего органа с лицами, в отношении которых реализуется такое мероприятие, относятся:

- анализ ежеквартальной отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее – ежеквартальная отчетность застройщика);

- наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях застройщика, обязанность по раскрытию которой возложена на застройщика в соответствии с законодательством о долевом строительстве;

- наблюдение за соблюдением застройщиком обязательных требований при размещении информации в сети «Интернет» и единой информационной системе жилищного строительства.

3.2. Анализ ежеквартальной отчетности застройщика осуществляется
в целях формирования выводов о соблюдении застройщиком:

- сроков представления ежеквартальной отчетности застройщика
и её полноты;

- нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности;

- сроков исполнении застройщиком договорных обязательств перед участниками долевого строительства;

- примерных графиков реализации проектов строительства.

3.2.1 При анализе соблюдения нормативов финансовой устойчивости деятельности застройщиков информация, необходимая для расчета, формируется на основании данных бухгалтерского учета застройщика
и должна быть раскрыта в бухгалтерской отчетности.

Аналитический учет активов и обязательств в бухгалтерском учете застройщика должен обеспечивать получение необходимой информации
по каждому участнику долевого строительства и договору долевого строительства, связанным с привлечением денежных средств
(включая жилищные сертификаты) участников долевого строительства
для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, по активам застройщика, считающимся находящимися
в залоге, по обязательствам застройщика перед участниками долевого строительства и обязательствам участников долевого строительства перед застройщиком по внесению платежей в предусмотренный договором период, об оплате жилых помещений после завершения и признания выручки
от продажи.

3.2.2. По итогам анализа ежеквартальной отчетности застройщика контролирующим органом формируется заключение о результатах анализа ежеквартальной отчетности застройщика, в котором раскрывается информация:

о выявленных нарушениях законодательства о долевом строительстве
и (или) наличии признаков нецелевого использования денежных средств участников долевого строительства (при наличии);

о принятии мер реагирования по результатам анализа отчетности,
в том числе в виде предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства о долевом строительстве, направленных в адрес застройщика;

о возбуждении дел об административных правонарушениях (при наличии состава административного правонарушения).

3.3. В случае получения в ходе проведения мероприятий по контролю
без взаимодействия с лицами, в отношении которых реализуется такое мероприятие, сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушения обязательных требований законодательства об участии в долевом строительстве, контролирующий орган в течение месяца со дня получения сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований направляет лицу, в отношении которого реализуется мероприятие по контролю, предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

4. Принятие предусмотренных законодательством
Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений осуществляется в порядке, установленном статьёй 17 Федерального закона № 294-ФЗ и Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.

4.1. В целях пресечения и (или) устранения нарушений, выявленных
при осуществлении государственного контроля в области долевого строительства, контролирующий орган принимает следующие меры:

1) направляет лицам, привлекающим денежные средства участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов
и (или) иных объектов недвижимости, предписания об устранении нарушений требований настоящего Федерального закона, а также иных требований
по вопросам привлечения денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов
и (или) иных объектов недвижимости, установленных нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченного органа, и устанавливает сроки устранения этих нарушений, в том числе в случае поступления уведомления от публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства» в соответствии с пунктами 1 и 2 части 5.2 статьи 11 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства
при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

2) размещает на официальном сайте контролирующего органа
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию
о проведенных проверках деятельности застройщика, за исключением сведений, доступ к которым ограничен законодательством
Российской Федерации, а также сведения о вступивших в законную силу постановлениях контролирующего органа о привлечении застройщика,
его должностных лиц к административной ответственности за нарушение требований настоящего Федерального закона;

3) обращается в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов участников долевого строительства;

4) направляет в правоохранительные органы материалы, связанные
с выявлением фактов нарушения обязательных требований, имеющих признаки уголовно наказуемых деяний, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел;

5) принимает иные меры, необходимые для привлечения лиц, привлекающих денежные средства граждан для строительства
(их должностных лиц), к ответственности, установленной
Федеральным законом и законодательством Российской Федерации.

4.2. Контролирующий орган вправе обратиться в арбитражный суд
с заявлением о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в случае,
если:

1) более чем на тридцать дней задержано представление отчетности, предусмотренной Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;

2) застройщиком не соблюдаются нормативы финансовой устойчивости его деятельности, установленные Правительством Российской Федерации;

3) застройщик не удовлетворяет требования участников долевого строительства по денежным обязательствам, предусмотренным частью 1 статьи 12.1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии
в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», и (или) не исполняет обязанность по передаче объекта долевого строительства в течение трех месяцев со дня наступления удовлетворения таких требований и (или) исполнения такой обязанности.
При этом указанные требования в совокупности должны составлять не менее чем 100 тысяч рублей;

4) застройщиком не исполнялись обязательные требования при условии, что в течение одного года к застройщику два и более раза применялись предусмотренные настоящим Положением меры воздействия;

5) в проектной декларации, представленной застройщиком
в контролирующий орган, застройщиком продекларированы заведомо недостоверные сведения о соответствии застройщика требованиям, установленным частью 2 статьи 3 Федерального закона № 214-ФЗ;

6) по истечении трех месяцев со дня выдачи контролирующим органом предписания об устранении нарушения требований, указанных в части 2 статьи 3 Федерального закона № 214-ФЗ, застройщиком не устранено нарушение таких требований.

4.3. Контролирующий орган вправе обратиться в арбитражный суд
с заявлением о ликвидации лица, привлекающего денежные средства граждан для строительства, в случае неоднократного или грубого нарушения им обязательных требований, а также в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

4.4. В случае обращения в арбитражный суд с заявлениями, предусмотренными пунктами 19 и 20 настоящей статьи, контролирующий орган в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решения арбитражного суда о ликвидации лица, привлекающего денежные средства граждан для строительства, или приостановлении осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, обязан уведомить орган регистрации прав о вступлении в силу соответствующего решения суда.

III. Критерии отнесения деятельности юридических лиц, привлекающих денежные средства участников долевого строительства, к отдельным категориям риска

1.       Критерии отнесения деятельности юридических лиц, привлекающих денежные средства участников долевого строительства, к отдельным категориям риска (далее – Критерии) разработаны с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами требований, предусмотренных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и вероятности несоблюдения юридическими лицами обязательных требований.

Критерии риска

Категория риска

1.     На дату принятия решения о присвоении категории риска юридическое лицо и (или) его должностные лица считаются подвергнутыми административному наказанию по частям 1, 4 статьи 14.28, части 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2.     Наличие на дату принятия решения о присвоении категории риска факта нарушения срока исполнения обязательств по договорам участия в долевом строительстве более, чем на 90 дней.

3.     Обеспечение исполнения обязательств застройщика
по договорам участия в долевом строительстве исключительно залогом предоставленного
для строительства (создания) многоквартирного дома
и (или) иного объекта недвижимости земельного участка или права аренды, права субаренды на указанный земельный участок и строящихся (создаваемых) на этом земельном участке многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости

4.     Непредставление специализированной отчетности застройщика, начиная с момента, когда у юридического лица возникла обязанность по предоставлению такой отчетности, в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации
от 27 октября 2005 г. № 645 «О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства»
(далее – постановление Правительства
Российской Федерации № 645).

значительный риск

1.     На дату принятия решения о присвоении категории риска юридическое лицо и (или) его должностные лица считаются подвергнутыми административному наказанию по частям 2, 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2.     Наличие на дату принятия решения о присвоении категории риска факта нарушения срока исполнения обязательств по договорам участия в долевом строительстве менее, чем на 90 дней.

3.     Обеспечение исполнения обязательств застройщика
по договорам участия в долевом строительстве наряду
с залогом страхованием гражданской ответственности застройщика или поручительством банка.

4.     Предоставление специализированной отчетности застройщика менее чем в двух последовательных отчетных периодах, начиная с момента,
когда у юридического лица возникла обязанность
по предоставлению такой отчетности, в соответствии
с требованиями постановления Правительства
Российской Федерации № 645.

средний риск

1.     Отсутствие на дату принятия решения о присвоении категории риска вступивших в законную силу постановлений о назначении административного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 2, 3, 4 статьи 14.28, частью 4 статьи 19.5 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях, или истечение срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 2 ,3, 4 статьи 14.28, частью 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2.     Отсутствие на дату принятия решения о присвоении категории риска нарушения срока исполнения обязательств по договорам участия в долевом строительстве.

3.     Обеспечение исполнения обязательств застройщика
по договорам участия в долевом строительстве наряду
с залогом внесением обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 214-ФЗ.

4.     Предоставление специализированной отчетности застройщика не менее чем в двух последовательных отчетных периодах, начиная с момента, когда
у юридического лица возникла обязанность
по предоставлению такой отчетности, в соответствии
с требованиями постановления Правительства
Российской Федерации № 645.

5.     Привлечение застройщиком денежных средств участников долевого строительства на строительство (создание) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости путем размещения таких средств на счетах эскроу.

низкий риск

2.       Отнесение деятельности юридических лиц, привлекающих денежные средства участников долевого строительства, к категориям риска осуществляется решением руководителя уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется строительство (создания) многоквартирных домов
и (или) иных объектов недвижимости (далее - контролирующий орган).

3.       Отнесение деятельности юридических лиц, привлекающих денежные средства участников долевого строительства, к категории низкого риска осуществляется при одновременном соответствии юридического лица критериям отнесения деятельности юридических лиц, привлекающих денежные средства участников долевого строительства, к определенной категории риска, установленным пунктом 2 настоящих Критериев,
к категориям среднего и значительного риска – при наличии одного
из критериев отнесения деятельности юридических лиц, привлекающих денежные средства участников долевого строительства, к определенной категории риска, установленным пунктом 2 настоящих Критериев

4.       При отсутствии решения об отнесении деятельности юридических лиц, привлекающих денежные средства участников долевого строительства,
к определенной категории риска их деятельность считается отнесенной
к категории низкого риска.

5.       Проведение плановых проверок в отношении юридических лиц, привлекающих денежные средства участников долевого строительства,
в зависимости от присвоенной их деятельности в области долевого строительства категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

- для категории значительного риска - один раз в год;

- для категории среднего риска - не чаще чем 1 раз в 2 года;

-для категории низкого риска – плановые проверки не проводятся.

6. Контролирующие органы ведут перечни юридических лиц, деятельности которых присвоены категории риска (далее – перечни юридических лиц).

Включение в перечни юридических лиц осуществляется на основании решения руководителя контролирующего органа об отнесении деятельности, осуществляемой юридическими лицами, к соответствующим категориям риска в течении 3 рабочих дней со дня принятия указанного решения.

7.   Перечни юридических лиц содержат следующую информацию:

- полное наименование юридического лица, которому присвоена категория риска;

- основной государственный регистрационный номер;

- индивидуальный номер налогоплательщика;

- место нахождения юридического лица;

- указание на категорию риска, реквизиты решения об отнесении деятельности юридического лица к категории риска, а также сведения,
на основании которых было принято указанное решение.

8.   На официальном сайте контролирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещается и поддерживается
в актуальном состоянии следующая информация о юридических лицах, деятельность которых отнесена к категории значительного риска, содержащаяся в перечнях юридических лиц:

- полное наименование юридического лица;

- основной государственный регистрационный номер;

- место нахождения юридического лица;

- указание на категорию риска, дата принятия решения об отнесении деятельности застройщика в области долевого строительства к категории риска.

Размещение вышеуказанной информации осуществляется с учетом законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

9.   По запросу юридического лица контролирующий орган представляет информацию о присвоенной деятельности этого юридического лица категории риска, а также сведения, использованные при отнесении его деятельности
к определенной категории риска, в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 17 августа 2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора)
и внесении изменений в некоторые акты Правительства
Российской Федерации» (далее – Правила).

10. Подача юридическим лицом в контролирующий орган заявления
об изменении ранее присвоенной деятельности такого юридического лица категории риска, рассмотрение контролирующим органом такого заявления
и принятие решения по нему осуществляется в установленном Правилами порядке.

IV. Заключительные положения.

1. Контролирующий орган осуществляет контроль (надзор)
за привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительными кооперативами многоквартирных домов в соответствии
с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов, с учетом настоящего Положения.

2. Решения и действия (бездействие) должностных лиц органов государственного жилищного надзора при проведении проверок могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии
с законодательством Российской Федерации.