1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 122

Правительство займется восстановлением лесов

Правительство определилось с приоритетами в области развития лесного комплекса. По словам главы Кабинета министров Дмитрия Медведева, в первую очередь необходимо беречь леса, защищать их от пожаров и прочих неблагоприятных факторов, наладить систему их восстановления. Вместе с тем лесной промышленности необходимо ориентироваться на глубокую переработку древесины, чтобы на внутренний рынок, на экспорт поступали мебель и картон, бумага и строительные материалы, химические продукты на основе лесохимии, а не просто круглый лес. Эти задачи отражены в подписанной премьером 20 сентября Стратегии развития лесного комплекса до 2030 г.

Леса России занимают более 20% площади мирового лесного покрова, но и вырубка их идет весьма активно, порой вопреки задачам национального проекта в области экологии. «Поэтому недавно был принят закон, который устанавливает правило: гектар вырубил — гектар восстановил. Это обязательное условие, за нарушение которого грозит административная ответственность», — напомнил Д. Медведев на совещании с вице-премьерами.

Он подчеркнул, что в новой стратегии развития лесного комплекса до 2030 г. закладываются приоритеты развития отрасли. В первую очередь, по мнению властей, необходимо беречь леса, защищать их от пожаров и прочих неблагоприятных факторов, наладить систему их восстановления.

В тексте стратегии говорится, что в последние десятилетия наблюдается устойчивая тенденция к увеличению повреждения лесов и потерь лесных ресурсов от пожаров и вредных организмов. При этом совокупный ущерб от воздействия всех неблагоприятных факторов на леса значительно превышает величину общих расходов на их охрану, защиту и воспроизводство.

Две трети лесов утеряно из-за пожаров

По многолетним наблюдениям, около 60% площади погибших лесов связано с воздействием лесных пожаров, 25% — с погодными явлениями и 15% — с вредителями и болезнями леса. Причиной свыше 70% лесных пожаров является антропогенный фактор.Наиболее проблемными в отношении горимости лесов на протяжении многих лет остаются Иркутская и Амурская области, Приморский край, Ямало-Ненецкий автономный округ, Хабаровский, Забайкальский и Красноярский края, Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия) и Республика Тыва. До настоящего времени в большинстве субъектов РФ отсутствует комплексное противопожарное обустройство территорий. «Финансирование охраны лесов от пожаров за счет средств федерального бюджета составляет в среднем 4,6 млрд руб., что примерно в 2 раза меньше необходимого. Уменьшилось количество летных часов, и, как следствие, сократилась кратность авиапатрулирования лесов», — отметили авторы стратегии.

По их мнению, при существующем уровне финансового обеспечения доведение кратности авиапатрулирования до нормативной невозможно без перехода на эксплуатацию современных воздушных судов с низкой стоимостью летного часа.

Объемы лесоразведения сведены к минимуму

Начиная с 2011 г. площадь сплошных рубок устойчиво превышает площадь лесов, на которых осуществляется лесовосстановление. За 2011—2016 гг. накопленная площадь невосстановленных вырубок составила около 0,5 млн га.

«Сократившись почти в 2 раза за последние 20 лет, ежегодные объемы лесовосстановления стабилизировались на уровне 800—900 тыс. га. Из-за несоблюдения агротехники выращивания созданных лесных культур отмечается их высокая гибель в период до перевода в покрытую лесом площадь», — говорится в тексте стратегии. Авторы документа обеспокоены тем, что потребность созданных лесных культур в агротехнических уходах удовлетворяется только наполовину. При этом арендаторы лесных участков недостаточно заинтересованы в воспроизводстве лесов, эффективном использовании лесосеки и развитии лесной инфраструктуры.

Преобладающим способом лесовосстановления является содействие естественному восстановлению, при этом плановая обеспеченность восстанавливаемых лесов рубками ухода в молодняках составляет 43%, фактическая — 31%. Низкая обеспеченность создаваемых культур рубками ухода приводит к их гибели.

При этом остается невысокой (в среднем 22%) по сравнению с зарубежными странами доля искусственного лесовосстановления в общем его объеме. По мнению отраслевых чиновников, в целом действующая система воспроизводства лесов не обеспечивает сбалансированности площадей лесовосстановления и выбытия лесов. В 2016 г. лесовосстановление выполнено на площади 842,7 тыс. га, в том числе на арендованных лесных участках — на площади 687,1 тыс. га.

В связи с размещением инфраструктурных объектов ежегодно выбывают леса на площади более 140 тыс. га. При этом компенсационное лесовосстановление или лесоразведение в настоящее время и вовсе сведено к минимуму и осуществляются на площади около 13 тыс. га на землях различного целевого назначения. Так, во многих субъектах РФ эти работы прекращены практически полностью, в том числе в регионах, нуждающихся в защите почв от эрозии (Астраханская, Волгоградская, Тамбовская области и др.). В документе по развитию отрасли говорится, что для поддержания лесистости территорий, в первую очередь в засушливых условиях, а также для защиты их от водной и ветровой эрозии, опустынивания и деградации почв необходимо создание лесных насаждений на землях лесного фонда и землях иных категорий, на которых ранее леса не произрастали.

Второй наиважнейшей задачей для лесного комплекса после защиты и восстановления, по мнению главы Кабинета министров, является создание современной высокотехнологичной лесной промышленности. «Надо ориентироваться на глубокую переработку древесины, чтобы на внутренний рынок, на экспорт поступали мебель и картон, бумага и строительные материалы, химические продукты на основе лесохимии, а не просто круглый лес, как это у нас очень часто происходит. Конечно, потребуется время, в том числе и для привлечения инвестиций. Но в целом к 2030 г. в соответствии со стратегией должна возникнуть не одна, а целая группа конкурентоспособных отраслей», — заявил премьер.

К слову, заготовка древесины в настоящее время является наиболее распространенным видом использования лесов как по площади, так и по объему платежей в бюджетную систему. Запасы древесины в России составляют 82,8 млрд куб. метров. Величина ежегодной расчетной лесосеки составляет 704 млн куб. метров.

При этом значительная часть фактически осваиваемых и перспективных к освоению лесных ресурсов не обеспечена целлюлознобумажными комбинатами или иными потребителями низкокачественной древесины, возможности и стимулы к использованию такой древесины и древесных отходов на топливные нужды ограничены. Это во многих случаях делает нецелесообразными использование расчетной лесосеки по лиственным породам в пределах арендованных лесных участков и вывозку заготовленного хлыста в полном объеме, приводит к фактической потере значительной части заготавливаемых ресурсов и увеличению за счет этого конечной себестоимости (снижению конкурентоспособности) заготовленного леса.

Еще одна проблема развития целлюлозно-бумажной промышленности — низкая собираемость макулатуры, которая в России составляет 20—30%. Развитые страны широко применяют макулатурное сырье в целлюлозно-бумажной промышленности. Например, уровень сбора и переработки макулатуры в Европе достигает 70—80% от объема образования, при этом уровень захоронения макулатуры в европейском регионе является крайне низким — до 5%. Европейскому рынку присуща высокая оборачиваемость макулатуры — 5—6 циклов переработки вторичного сырья. За последние 10 лет доля макулатурного картона в Европе выросла на 10% и достигла 75%.

Несмотря на существующие проблемы, к 2030 г. власти планируют существенно увеличить вклад лесного комплекса в экономику страны. Глава Минпромторга Денис Мантуров обозначил направления, ставшие приоритетными при разработке документа. По его словам, к 2030 г. уровень общемирового спроса на целлюлозу вырастет до 17 млн тонн в год, и Россия может укрепиться на этом рынке, создав новые целлюлозно-бумажные мощности.

Помимо этого, имеются перспективы для увеличения объемов производства санитарно-гигиенических изделий, так как ежегодный рост их потребления составляет 6%, а к 2030 г., по прогнозам, он увеличится в 2,5 раза. Кроме того, важнейшим направлением развития отрасли является развитие деревянного домостроения и переработка древесных отходов в биотопливо, считают в министерстве.

По прогнозу промышленно-торгового ведомства, в результате реализации Стратегии к 2030 г. будет наблюдаться прирост добавленной стоимости, создаваемой предприятиями отрасли, в размере до 676 млрд руб. (в постоянных ценах), а также увеличение вклада лесного комплекса в валовый внутренний продукт с 0,5% до 1%. Численность персонала, занятого в лесном комплексе, вырастет с 500 до 820 тыс. человек. Налоговые поступления в бюджеты бюджетной системы РФ вырастут с 91 до 189 млрд руб. (в постоянных ценах).

Показатели развития лесной промышленности в инерционном (И), базовом (Б) и стратегическом (С) сценариях в ценах 2016 г.

Сценарий

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

2025

2030

Импорт продукции лесного комплекса, млрд руб.

И

205

188

190

192

193

195

196

198

200

201

210

Б

205

189

191

193

195

197

199

201

203

205

215

С

205

189

191

193

195

197

199

201

203

205

215

Экспорт переработанной продукции лесного комплекса, млрд руб.

И

448

580

571

571

567

565

564

563

565

568

591

Б

448

580

584

597

637

684

712

729

742

755

874

С

448

580

597

622

706

804

860

895

919

942

1157

Добавленная стоимость, создаваемая лесным комплексом, млрд руб.

И

460

608

612

628

634

642

651

661

670

682

737

Б

460

608

619

642

674

714

742

762

778

796

946

С

460

608

626

654

711

781

826

855

877

899

1136

Налоговые поступления от предприятий лесного комплекса, млрд руб.

И

91

93

100

104

110

111

112

113

114

116

122

Б

91

93

101

105

113

117

121

124

127

133

157

С

91

93

102

107

116

124

130

134

140

150

189

Производство продукции лесного комплекса на единицу площади эксплуатационных лесов, руб./га

И

731

968

974

1000

1010

1023

1038

1053 1068

1087

1174

Б

731

967

987

1023

1075

1138

1183

1215 1240

1268

1508

С

731

969

997

1042

1132

1244

1316

1363 1397

1433

1810

Источник: Минпромторг