ВС РФ не нашел неосновательного обогащения в действиях общества, использующего чужой газопровод

| статьи | печать

Выручка собственника газопровода от использования объектов газоснабжения должна определяться исходя из регулируемого тарифа. Иное означало бы возможность получить плату за пользование газораспределительными сетями в обход действующего законодательства. В ситуации, когда в отношении такого собственника не был установлен тариф по транспортировке газа, субъект, использовавший газопровод, не мог получить экономически необоснованной выгоды.

Карточка дела

Реквизиты судебного акта

Определение ВС РФ от 21.09.2018 № 310-ЭС18-8787 по делу № А35-5804/2016

Истец

ООО «ГазСпецРесурс»

Ответчик

АО «Газпром газораспределение Курск»

Суть дела

ООО «ГазСпецРесурс» (далее — компания) является собственником подземного и надземного газопровода высокого давления протяженностью 12 000 метров (далее — имущество, газопровод). АО «Газпром газораспределение Курск» (далее — общество) является региональной газотранспортной организацией.

Осуществляя транспортировку газа потребителям, общество использовало газопровод компании без заключения соответствующего договора с собственником имущества. Как следует из переписки, представленной в материалы дела, стороны не пришли к соглашению о возмездном пользовании спорным имуществом. Полагая, что в период с 01.01.2013 по 31.12.2015 общество незаконно использовало газопровод компании для транспортировки газа населению, последняя обратилась в арбитражный суд. Размер исковых требований основан на заключении специалиста от 16.05.2016, согласно которому стоимость использования спорного имущества за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, рассчитанная исходя из площади жилых помещений и стоимости транспортировки 1 000 м3 для населения, составила 11,4 млн руб. с НДС.

Позиция судов

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями апелляции и первой кассации, исковые требования удовлетворены частично. Суды исходили из наличия на стороне общества неосновательного обогащения, возникшего в результате пользования им газопроводом компании без оплаты. На основании установленного судебной экспертизой, назначенной по ходатайству истца, размера арендной платы в сумме 4,2 млн руб. в год с учетом периода исковой давности с 26.11.2013 по 31.12.2015 с общества в пользу компании взыскано 8,5 млн руб.

Позиция ВС РФ

ВС РФ отменил акты судов нижестоящих инстанций в части удовлетворения иска о взыскании 8,5 млн руб. неосновательного обогащения за период с 26.11.2013 по 31.12.2015 и расходов по оплате судебной экспертизы в размере 67 200 руб.

На основании п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские обязанности возникают, в том числе, вследствие неосновательного обогащения. В силу ст. 1102 Гражданского кодекса лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило (п. 2 ст. 1105 ГК РФ).

Согласно ст. 5 Федерального закона от 31.03.99 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее — Закон о газоснабжении) федеральная система газоснабжения — совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Для организаций, входящих в федеральную систему газоснабжения, действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, установленные Законом о газоснабжении, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами. Пунктом 1 ст. 424 ГК РФ установлено, что в предусмотренных законом случаях для расчетов между сторонами за оказанные услуги применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Согласно ст. 4, 6 Федерального закона от 17.08.95 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», ст. 23 Закона о газоснабжении и п. 4, 12 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021) тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям подлежат государственному регулированию. Принципы регулирования и расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, а также особенности их применения на территории Российской Федерации определены Методическими указаниями по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденными приказом ФСТ России от 15.12.2009 № 411-э/7.

В соответствии с п. 4 указанных Методических указаний Федеральной службой по тарифам утверждаются тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для организаций, в собственности или на иных законных основаниях у которых находятся газораспределительные сети. Расчет розничных цен на газ, реализуемый населению, осуществляется из региональной составляющей розничной цены на газ, которая определяется исходя из установленных ФСТ России тарифов на услуги по транспортировке газа (п. 10, 11, 15 Методических указаний). В соответствии с п. 8, 31 Правил поставки газа в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 05.02.98 № 162) порядок и условия транспортировки газа по газотранспортной системе устанавливаются газотранспортной или газораспределительной организацией и оформляются договором в соответствии с указанными Правилами.

Таким образом, условия оплаты транспортировки газа определяются договором транспортировки газа на основании тарифов на его транспортировку, устанавливаемых в порядке, определенном федеральными органами.

На основании изложенного судебная коллегия заключила, что истец входит в систему газоснабжения в силу принадлежности ему на праве собственности газопровода. Следовательно, исходя из закрепленных в ст. 5 Закона о газоснабжении принципов единых правовых основ формирования рынка и ценовой политики для всех собственников газораспределительных систем, выручка истца от использования объектов газоснабжения должна определяться исходя из регулируемого тарифа. Иное означало бы возможность получить плату за пользование газораспределительными сетями и компенсировать затраты на их содержание и эксплуатацию в обход действующего законодательства. Вместе с тем истец в уполномоченный орган для установления тарифа по транспортировке газа по его объекту не обращался, соответствующий тариф для него не утвержден. Более того, при утверждении тарифа для общества в составе его необходимой валовой выручки не учитывались затраты на пользование газопроводом компании. Таким образом, при установленных судами обстоятельствах ответчик не мог извлечь доход в связи с использованием имущества истца и не получил экономически необоснованной выгоды от такого использования. В рассматриваемом случае транспортировка газа потребителям по газопроводу истца не свидетельствует о наличии неосновательного обогащения на стороне ответчика.