1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 711

Изменения по налогу на имущество и земельному налогу

С движимого имущества больше не придется платить налог. Такие изменения в главу 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ внес Федеральный закон от 03.02.2018 № 302-ФЗ. Также откорректированы правила налогообложения при изменении кадастровой стоимости недвижимости или земельного участка. Подробности — в нашей статье.

Налог на имущество организаций

Движимое имущество – не объект налогообложения

Наконец-то, законодатели услышали «глас народа» и поставили точку в вопросе обложения налогом на имущество движимых объектов основных средств. Немного истории.

На протяжении долгого времени в отношении движимого имущества (правда, не всего, а купленного после 1 января 2013 г.) действовала льгота. Она была предусмотрена в п. 25 ст. 381 НК РФ.

С этого года такое имущество освобождается от налогообложения только при наличии соответствующего закона субъекта РФ. Регионы могли полностью освободить движимое имущество от налогообложения или же установить в отношении него пониженную ставку в размере не более 1,1%. В субъектах же, где такой закон не был принят, движимое имущество облагается по ставке 1,1% (см., например, письмо ФНС России от 20.12.2017 № БС-19-21/327).

С 1 января 2019 г. движимое имущество полностью выводится из-под налогообложения. Для этих целей Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ (далее — Закон № 302-ФЗ) исключил из ст. 374 НК РФ упоминание об этом виде имуществе. Таким образом, со следующего года движимое имущество в принципе не будет признаваться объектом обложения налогом на имущество.

Кроме того, в абз. 1 п. 2 ст. 374 НК РФ уточнено, что объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, признаются недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, а также недвижимое имущество, полученное по концессионному соглашению.

Со следующего года утратят силу:

— подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, согласно которому не признаются объектами обложения налогом на имущество основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств;

— п. 3.3 ст. 380 НК РФ, предусматривающий налоговую ставку для движимого имущества, которое не освобождено региональными законами от налогообложения;

— п. 25 ст. 381 НК РФ, содержащий льготу для движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств;

— п. 2 ст. 381.1 НК РФ, в котором регионам дано право устанавливать дополнительные льготы в отношении имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, после выпуска которого прошло не более 3 лет, а также имущества, отнесенного законом субъекта РФ к категории инновационного высокоэффективного оборудования.

Следует сказать, что из п. 1 ст. 381.1 НК РФ исключена ссылка на п. 25 ст. 381 НК РФ. Таким образом, со следующего года власти субъектов РФ могут вводить налоговые льготы только в отношении имущества, указанного в п. 21 и 24 ст. 381 НК РФ.

Налоговая база

Скорректирован порядок определения налоговой базы. В соответствии с новой редакцией п. 1 ст. 376 НК РФ с 1 января 2019 г. она будет рассчитываться отдельно в отношении каждого объекта недвижимого имущества, а также в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 31.03.99 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации». Сейчас данная норма Кодекса предписывает определять налоговую базу отдельно:

— в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации);

— в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;

— в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации.

Кроме того, со следующего года упрощается порядок сдачи отчетности по налогу на имущество. Налоговые декларации и расчеты по авансовым платежам будут представляться в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения. Такие изменения внесены в п. 1 ст. 386 НК РФ.

Уточнен порядок определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимости. Данные новации предусмотрены Федеральным законом от 03.08.2018 № 334-ФЗ (далее — Закон № 334-ФЗ). Так, с 1 января 2019 г. налоговая база по таким объектам будет рассчитываться исходя из их кадастровой стоимости, указанной в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) по состоянию на 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ.

В новой редакции изложен п. 15 ст. 378.2 НК РФ, посвященный порядку определения налоговой базы в случае изменения кадастровой стоимости объекта. Сразу скажем, что благодаря Закону № 334-ФЗ данная норма получила существенные дополнения. Законодатели детально прописали порядок расчета налоговой базы для разных ситуаций.

Если кадастровая стоимость объекта изменилась из-за изменения качественных и (или) количественных характеристик этого объекта, то это учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

Если изменение кадастровой стоимости объекта произошло вследствие исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН о величине кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

Аналогичный порядок используется в случае:

— уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;

— пересмотра кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости;

— пересмотра кадастровой стоимости по решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости.

Если же кадастровая стоимость объекта меняется на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда, то сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Обратите внимание: положения п. 15 ст. 378.2 НК РФ вступят в силу с 1 января 2019 г. и будут применяться к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим также с 1 января 2019 г.

В связи с появлением вышеописанных правил Закон № 334-ФЗ внес поправки в ст. 382 НК РФ. Данная норма дополнена новым п. 5.1. В нем сказано, что в случае изменения в течение налогового (отчетного) периода качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимого имущества исчисление суммы налога (сумм авансовых платежей) в отношении данных объектов осуществляется с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному п. 5 ст. 382 НК РФ. То есть этот коэффициент будет рассчитываться как отношение количества полных месяцев, в течение которых использовалась измененная кадастровая стоимость объекта, к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Льготы

Федеральный закон от 03.08.2018 № 297-ФЗ (далее — Закон № 297-ФЗ) откорректировал положения п. 26 ст. 381 НК РФ. Данная норма Кодекса освобождает от уплаты налога на имущество организации, которые являются участниками свободной экономической зоны. Сейчас, чтобы не платить налог, имущество должно быть создано или приобретено в целях ведения деятельности на территории свободной экономической зоны. Со следующего года данное условие меняется — от уплаты налога освобождается имущество, которое создано или приобретено для выполнения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне.

Кроме того, указанная норма дополнена следующим положением.

В случае расторжения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне по решению суда сумма налога подлежит исчислению и уплате в бюджет. Налог рассчитывается без применения данной льготы за весь период реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне. Исчисленная сумма налога подлежит уплате по истечении отчетного или налогового периода, в котором был расторгнут договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне, не позднее сроков, установленных для уплаты авансовых платежей по налогу за отчетный период или налога за налоговый период.

Земельный налог

Схожие поправки в части расчета налоговой базы при изменении кадастровой стоимости земельного участка Закон № 334-ФЗ внес и в главу 31 НК РФ. Они вступят в силу со следующего года и будут применяться к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 г.

Для этих целей ст. 391 НК РФ дополнена новым п. 1.1. При этом абз. 4—7 п. 1 ст. 391 НК РФ, в которых были прописаны правила определения налоговой базы в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка, со следующего года утратят силу.

Кроме того, внесены изменения в п. 6 ст. 396 НК РФ. Согласно им организации исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении I, II и III кварталов текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка. Таким образом, привязка кадастровой стоимости земли к началу года исключена из указанной нормы Кодекса.

Законодатели откорректировали положения подп. 12 п. 1 ст. 395 НК РФ, в котором предусмотрены льготы для земельных участков, расположенных на территории свободной экономической зоны. Поправки точно такие же, как и для налога на имущество. То есть для использования льготы земельный участок должен использоваться в целях договора об условиях деятельности, а если указанный договор расторгается по решению суда, то налог рассчитывается и уплачивается в бюджет без учета льготы. Данные новации предусмотрены Законом № 297-ФЗ.