«Черная метка» на бизнесе: кто в зоне риска и как реабилитироваться

| статьи | печать

Деловая репутация — важный актив для любой компании. Сегодня она складывается из многих показателей благонадежности и риска. Эти данные систематизируются, в том числе и госструктурами, формируются так называемые черные списки. Никто не хочет попасть в такой список, поскольку это подразумевает подрыв деловой репутации, конкурентоспособности на рынке, а в случае попадания в черные списки госструктур чревато закрытием бизнеса и даже банкротством. Для руководства компании с «черной меткой», в том числе для главного бухгалтера, такая ситуация грозит потерей личной деловой репутации.

Выявление операций, имеющих неоднозначный характер, признаки отсутствия экономического смысла, выведения капиталов, вероятной коррумпированности и противозаконности, то есть всего того, что можно назвать сомнительной операцией, интересует кредитные организации и госструктуры.

Составить идеальное определение «сомнительной операции» на все времена крайне затруднительно в силу многих обстоя­тельств. Возможно, именно поэтому текущее определение, предложенное Банком России в письме от 04.09.2013 № 172-Т, не несет в себе никакой конкретики и позволяет сделать вывод, что почти любую операцию можно приравнять к сомнительной.

Размытость формулировки «сомнительная операция» дает банкам и госслужбам возможность по собственному усмот­рению оценивать транзакцию на предмет ее сомнительности. Разумеется, контролирующие органы тщательно отслеживают деятельность хозяйствующих субъектов, что нередко приводит к негативным последствиям для бизнеса.

Черные списки банков

Одним из подобных эксцессов является введение системы обмена информацией о неблагонадежных лицах внутри банковского сектора в прошлом году (информационное письмо Банка России от 15.06.2017 № ИН-014-12/29). Данная система предполагает формирование базы рискованных клиентов Центробанком и Росфинмониторингом на основе полученных от коммерческих банков данных по сомнительным операциям.

В этот список заносятся клиенты, которые не выполнили договорные обязательства перед банком, или же их заподозрили в противоправных операциях в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон № 115-ФЗ).

Попасть в данный список хозяйствующий субъект может и в случае законности совершае­мых действий. Например, банковский сотрудник некорректно оценил выполняемую транзакцию, произошла банальная техническая ошибка. Но независимо от того, по каким причинам компания оказалась в черном списке, выйти из него очень трудно.

Нельзя не отметить, что изначально возможность выхода из такого черного списка законодательно не была предусмотрена. Это привело к тому, что только за последние полгода полмиллио­на расчетных счетов компаний и предпринимателей были заблокированы банками без объяснения причин, что привело к массовым обращениям в ЦБ РФ и Росфинмониторинг.

Таким образом, пострадавшими назвать можно всех: и банковских клиентов, у которых неожиданно возникли финансовые трудности, и кредитные организации, которым приходится заниматься урегулированием возникших у бизнеса проблем.

На текущий момент банки уже предусмотрели возможность выхода из черного списка (о ней чуть позже). Но вначале рассмот­рим возможные основания для отказа в обслуживании.

Сомнительные операции, из-за которых можно попасть в черный список

Итак, поскольку законодательно не закреплены четкие критерии для признания той или иной операции сомнительной, кредитные организации вправе отказать клиенту в обслуживании даже без веских доказательств, во избежание нарушения закона № 115-ФЗ. Несмотря на это, банки все же используют основные показатели признания транзакций компаний или физических лиц сомнительными, закрепленные в методических рекомендациях ЦБ РФ от 21.07.2017 № 18-МР. Назовем их условно тревожными факторами.

Первый тревожный фактор — завышенная или заниженная налоговая нагрузка клиента. Согласно рекомендации Банка России доля уплачиваемых налогов и обязательных платежей в бюджет с банковского счета не должна значительно отличаться от показателя 0,5—0,9% от дебетового оборота, то есть всего, что списывается со счета клиента. При банковском запросе по этому поводу компании нужно объяснить причины возникших разниц. Например, это могут быть последствия используемого налогового режима или перечисления налогов со счетов в других банках.

Второй тревожный фактор — отсутствие перечислений заработной платы и связанных с ней налогов и страховых взносов, а также несоответствие количества и суммы зарплатных платежей численности сотрудников. За прошедшие годы в попытках уклонения от уплаты налогов и взносов с доходов сотрудников придумано множество манипуляций, но эффективность и функциональность данных схем была непродолжительной. Ведь любая попытка выплаты зарплаты иным путем, кроме утвержденного законом, изначально воспринимается как незаконная и проверяемая в первую очередь и нередко приводит организаторов к уголовной ответственности. Поэтому банки сейчас выполняют такую дополнительную функцию, как регулирование выполнения соотношения выплачиваемых сумм наемным работникам с прожиточным минимумом.

Также банки могут проводить проверку транзакций клиента и по другим критериям:

1) основание платежа не соответствует затратам, связанным с обычной деятельностью компании;

2) зафиксировано резкое увеличение оборотов клиента, превышение заявленного при открытии (ведении) счета клиентом максимального оборота денежных средств;

3) не перечисляются платежи в рамках ведения хозяйственной деятельности (например, арендные платежи, платежи в счет уплаты коммунальных услуг, закупки канцелярских товаров и другие);

4) отсутствует связь между основаниями преобладающих объемов зачисления денежных средств на счет клиента и основаниями последующего их списания;

5) наличие существенных различий между данными, заявленными в декларациях компании или физического лица, с суммами на банковском счете. Например, декларирование низкой выручки с учетом значительных поступ­лений на счет.

Безусловно, названные несоответствия не являются исчерпывающими обстоятельствами для кредитных организаций. Каждый банк дополнительно регулирует правила включения своих клиентов в черные спис­ки. Для подтверждения достоверности или законности операции банки могут запросить абсолютно любые сведения или документацию о проведенных транзакциях.

Игнорирование присылаемых банками запросов, неполные ответы на них, как правило, приводят к аннулированию операции с последующим включением в список неблагоприятных клиентов при регулярной дезорганизации такового.

Как реабилитироваться

Механизм реабилитации клиентов, которым было отказано в проведении банковских операций или в отношении которых был установлен запрет на обслуживание, официально начал действовать с марта 2018 г. в соответствии с указанием Банка России от 30.03.2018 № 4760-У. Этот механизм предполагает два этапа восстановления положительного статуса клиента.

Первый этап. Клиент, который получил отказ в банковском обслуживании, должен прийти в свою кредитную организацию с заявлением об исключении из черного списка. Для этого в каждом отделении банка формируется отдел или выделяется должностное лицо, уполномоченное заниматься данными вопросами.

Обратите внимание: простого заявления для реабилитации недостаточно, необходимо документально подтвердить факт законности проводимой сделки.

Пример

При отказе в проведении сомнительной операции нужно предоставить договор с партнером, в соответствии с которым была проведена транзакция.

Если же компанию внесли в черный список из-за низкой налоговой нагрузки, к заявлению об исключении из такого списка приложите выписки из другого банка, где проводились налоговые платежи, или налоговую декларацию за ближайший квартал.

Второй этап. Клиент получил в банке отказ. В этом случае можно обжаловать отрицательное решение банка в специальной комиссии ЦБ РФ и Росфинмониторинга. При обращении необходимо предъявить письменное разъяснение банка с причинами отказа. Выдавать такое отказное письмо кредитные организации обязали еще в конце прошлого года в методических рекомендациях ЦБ РФ от 10.11.2017 № 29-МР. По итогам расследования специальная комиссия может принять решение о признании клиента благонадежным.

Стоит также отметить, что если компания или физическое лицо попали в черный список ЦБ РФ и Росфинмониторинга, процедуру восстановления статуса благонадежности необходимо проходить в каждой кредитной организации, отказавшей в обслуживании.

О чем еще нужно знать

Несмотря на все попытки государственных служб автоматизировать текущий процесс включения лиц в черные списки, а также исключения из таких списков, проблема не решена на уровне конкретных коммерческих банков.

Более того, у клиентов (особенно это касается тех, кто обслуживается в крупных банках) появилась дополнительная проблема: отказ в проведении операций или обслуживания стал скрытым. Банки зачастую не выдают официальное разъяснение о причинах отказа, а также не передают информацию о сомнительных операциях в Банк России и Росфинмониторинг.

Таким образом, клиент может и не фигурировать в черном списке ЦБ РФ, а числиться только в приватных списках банка. Но проверить это не представляется возможным, поскольку такая банковская информация является закрытой. В итоге компании остается только обратиться в другой банк, который, вероятно, сможет сообщить ее статус.

Как разрешить проблему на законодательном уровне

Чтобы устранить проблемы, возникающие у клиентов банков, попавших в черные списки, стоит публично раскрывать данные о лицах, включенных в такие списки. Открытие информации для всех пользователей позволит компаниям избежать колоссальных трудозатрат и финансовых потерь. Сейчас, чтобы узнать о своем статусе, клиенту необходимо обратиться в обслуживающий его банк, и даже в этом случае нет гарантии, что банковские сотрудники сообщат ему интересующую его информацию.

Гласность в этом вопросе также даст возможность потенциальным клиентам банков оценивать дальнейшую работу, ее целесообразность, а также сформирует понимание клиентоориентированности банка. Как-никак, фигурирование в черном списке Банка России — это настоящий бич для субъекта экономической деятельности.

Открытая для всех информация также позволит клиенту понять, проинформированы ли ЦБ РФ и Росфинмониторинг о запрете на проведение операции/ отказе в обслуживании, или эта информация фигурирует только в личных делах банка. Если данная информация не дошла до вышестоящих инстанций, можно было бы в функции специальной комиссии добавить проверку передаваемых данных. Это позволит объективно анализировать открытость банковской сферы перед государством, достоверно формировать статистические данные, а также исключит массовые закрытия/открытия компаний из-за их попадания в черные списки.

Черные списки ФНС России

Выявление теневых компаний, компаний-однодневок, полная легализация деятельности фирм и индивидуальных предпринимателей — одна из основных задач Федеральной налоговой службы на ближайшие годы.

ФНС России использует разнообразные способы для обнаружения незаконных операций: это и новейшие единые электронные системы (например, АСК НДС), и постоянная аналитическая работа, внутренние и выездные проверки.

Рассекречивание теневой экономики происходит в несколько этапов.

В предыдущие годы акцент был сделан на повсеместное выявление адресов массовой регистрации юридических лиц, раскрытие личностей номинальности директоров и учредителей, выявление аффилированных лиц и т.п.

В скором времени начнутся всеобщие проверки физических лиц, что непосредственным образом скажется и на хозяйствующих субъектах.

Каждая стадия проверок подводит предварительную черту формированием соответствующего реестра. Соответственно, чем больше отрицательных факторов фиксируется по конкретному субъекту, тем выше вероятность получения им «черной метки» и, соответственно, статуса неблагоприятного контрагента.

Стоит также отметить огромный плюс проводимой ФНС России работы — это публичное размещение выявленных показателей для общего пользования налогоплательщиков.

ФНС России в письме от 24.07.2015 № ЕД-4-2/13005@ разъяснила определение фирмы-однодневки. Это юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации, и т.д. Другими словами, это фирмы, созданные для формирования необоснованной выгоды и оптимизации налогов.

Как правило, налоговики проверяют всю цепочку клиентов, доходя до пятого звена и далее. Поэтому взаимодействие с компаниями-однодневками зачастую негативно сказывается не только на собственниках компаний, но и на других субъектах рыночной деятельности, связанных цепью транзакций.

Для определения нереальности компании используют следующие критерии (данные о компаниях можно найти в выписках ЕГРЮЛ с сайта ФНС России, на сайте kartoteka.ru и в других открытых источниках).

1. Юридический адрес фирмы является адресом массовой регистрации. Критерий не является основным, так как в действительности на месте может быть офисное здание, в котором работают сотни фирм. Но если посмотреть на карту в функции «гибрид» и увидеть, что данное здание является жилым или его вообще не существует на местности, это заставляет сомневаться в правдивости организации.

2. У компании числится наименьший законодательно разрешенный уставный капитал.

3. Отсутствие хозяйственной дея­тельности у фирмы либо только ее документальное наличие (например, многочисленные товарные обороты у компании без наличия складского помещения).

4. Количество наемных сотрудников и материально-производственной базы не соответствуют объемам и типу хозяйственной деятельности субъекта, о которых он заявляет.

5. «Подставной директор». Подразумевается, что учредитель и (или) директор организации владеет или управляет большим количеством фирм одновременно.

6. Компания не платит налоги, не отвечает на запросы ФНС России, банков и предоставляет нулевую отчетность (или же вообще ее не предоставляет).

По отдельности каждый из вышеперечисленных показателей не является определяющим признаком фиктивности фирмы, но при совокупности нескольких из них складывается определенная картина, в соответствии с которой уже можно судить о достоверности и законности контрагента.

Для реабилитации в глазах налоговой инспекции, контрагентов и в принципе субъектов рыночных отношений компании или ИП необходимо избавляться от признаков фиктивности. С каждым годом и даже с каждым месяцем количество публичной информации о контрагентах в открытом доступе увеличивается. С 1 августа 2018 г. ФНС России запустила сервис «Прозрачный бизнес» на своем сайте, где разместила данные о налоговых задолженностях компаний, задекларированных доходах и расходах, среднесписочной численности и применяемом налоговом режиме.

Все это говорит о полномасштабном «обелении» экономики, в условиях которого находиться в тени станет невыгодно.

Стоп-лист ФТС России

На данный момент сотрудники таможни проверяют участников внешнеэкономической деятельности на предмет сомнительности проводимых сделок, отслеживают неуплату налогов и сборов и обмениваются данными с ФНС России.

За предыдущие два года 350 компаний были исключены из ЕГРЮЛ согласно переданным данным таможенной службы, и предотвращен вывод капитала из страны на сумму 3,7 млрд долл. США.

Вопреки проводимым мерам, по данным Банка России, 40% незаконных операций приходится на экспорт товаров за рубеж. В связи с этим в мае 2018 г. в устном сообщении ФТС России проинформировала участников ВЭД, что планирует сформировать реестр сомнительных предпринимателей и компаний, данные которого будут в автоматическом режиме передаваться в налоговую службу и банки страны. Это позволит в совокупности с уже существующими «антиотмывочными» мерами рассекретить теневые компании, а также воспрепятствовать повторному открытию рискованных фирм.

Ниже указаны последствия включения участника ВЭД в стоп-лист ФТС России:

1) исключение из ЕГРЮЛ;

2) расторжение договоров на банковское обслуживание или отказ в проведении международных платежей;

3) автоматическое включение новой компании с теми же учредителями в группу риска.

Дополнительное проведение валютного контроля вместе с сотрудниками таможни, по мнению специалистов, позволит уменьшить количество незаконных перемещений товаров через государственную границу, так как данные провозимых товаров будут сверяться с денежными переводами контрагента.

Несомненно, предпринимателей не особо радуют возможные изменения. Последствия валютного контроля при недобросовестном ведении дел приведут к нежелательным финансовым проблемам. Но с другой стороны, если уже сейчас привести все внешнеторговые операции в соответствие с законодательными нормами, можно будет избежать проблем с ФТС России, а также гигантских штрафов за нарушение валютного законодательства.

Также нужно отметить, что таможня изначально не планирует обнародовать какие-либо количественные и качественные критерии включения в стоп-лист.

***

Подведем итог. Госструктуры, как и международные объединения, принимают все возможные меры для «обеления» экономики. Использование черных списков — одна из таких мер. Уход экономики в тень приводит к низкой собираемости налогов, к ограничению возможностей государства по борьбе с преступностью и коррупцией, от которой большинство граждан мечтает освободиться.

Сегодня почти все материалы хранятся в электронном виде. Новые программы, позволяющие моментально анализировать терабайты данных; внедрение искусственного интеллекта — все это приводит к мировой информационной открытости. Следуя этому тренду, чтобы быть успешным, нужно быть открытым.

Как узнать, что компания в черном списке, и как выйти из него

Основные вопросы

Список ЦБ РФ и Росфинмониторинга

Список ФНС России

Стоп-лист ФТС России

Как узнать, что компания в черном списке

Обратиться в обслуживающий банк

На то обстоятельство, что компания или ИП находятся под пристальным вниманием ФНС России, указывают частые требования о предоставлении пояснений, вызовы директора для диалога, выездные проверки и пр. Также можно самостоятельно проверить себя и компанию по факторам фиктивности

Пока не ясно, как можно будет узнать о своей неблагонадежности в связи с разработкой проекта. Однако определенно у участника ВЭД возникнут сложности при экспорте/ импорте товара через границу

Может ли быть включение в такой список безосновательным? Как вести себя в подобных ситуациях с контролирующими органами?

Может. Необходимо представить все документы и сведения об отсутствии оснований для принятия указанного решения об отказе, чтобы проверяющий сотрудник по-новому оценил ситуацию

Нет, не может. Если у фирмы или ИП есть признаки компании-однодневки, разумеется, такая компания будет под надзором. Чем больше компания или ИП будет открытой для ФНС, тем выше вероятность выхода из подобного списка

Сомнительно, что включение в стоп-лист будет надуманным. Ведь ВЭД подтверждается множеством документов, и многоразовое расхождение данных будет влиять на определение благонадежности фирмы. Оперативное исправление документов и выполнение необходимых транзакций позволит подтвердить законность сделки

Что предпринять для выхода из черного списка? Как эти меры работают?

Направить заявление об исключении из черного списка в обслуживающий банк с подтверждающими документами. При повторном отказе направить полный комплект документов в межведомственную комиссию ЦБ и Росфинмониторинга и в течение 20 рабочих дней комиссия сообщит как клиенту, так и банку о своем решении

Избавиться от всех признаков фиктивности компании. Но даже в этом случае за субъектом хозяйственной деятельности еще долго будет вестись налоговый надзор

Не факт, что процедура выхода из стоп-листа будет предусмотрена. Пока нужно приводить все документы в соответствие с установленными нормами и проверить качество валютного контроля на фирме