Порог доминирования для ретейлеров может быть снижен до 15%

| статьи | печать

Максимально допустимое значение доли торговых сетей на товарном рынке может быть снижено с 25 до 15%. Такое предложение содержится в проекте протокола по итогам совещания в Совете Федерации. По мнению поддерживающей инициативу Федеральной антимонопольной службы, данный инструмент будет способствовать развитию мелких организаций и розничной торговли в целом. Иного мнения придерживается Министерство промышленности и торговли. В ведомстве считают, что при строительстве новых магазинов и аренде непрофильных помещений долю торговой сети необходимо, напротив, увеличить до 35%.

Действующий закон о торговле предусматривает, что ретейлер, доля которого превышает 25% от объема всех реализованных продовольственных товаров за прошлый финансовый год в границах городов федерального значения, муниципальных районов и городских округов, не может приобретать или арендовать торговые площади на этих рынках.

Так, в середине июня управление ФАС по Санкт-Петербургу заявило, что доля X5 Retail Group на рынке Санкт-Петербурга по итогам 2018 г. может превысить 25%. «С учетом приобретения в конце 2017 — начале 2018 г. ретейлером супермаркетов „О’Кей-экспресс“ и открытия в них магазинов „Перекресток“, доля X5 Retail Group на рынке по итогам 2018 г., возможно, будет превышать 25%», — говорится в сообщении антимонопольного ведомства. Если это произойдет, городское антимонопольное ведомство будет в судебном порядке оспаривать приобретение новых торговых площадей.

По итогам 2017 г., по данным петербургского управления ФАС, доля X5 Retail Group на рынке торговли продовольственными товарами составила 23,86%, что пока не превышает порог, установленный законом о торговле, для расширения крупных торговых сетей в регионах. На втором месте — сеть «Лента» (13,36%), на третьем — «О’Кей» (11,67%). «Совокупная доля крупных торговых сетей на рынке торговли продовольственными товарами в 2017 г. вплотную приблизилась к 90%,» — информировало городское антимонопольное ведомство.

Выступая на совещании в Совете Федерации о совершенствовании закона о торговле, начальник отдела торговли и непроизводственных услуг управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Михаил Гуленков заявил, что ведомство поддерживает предложение о снижении допустимой доли ретейлеров с 25 до 15% от оборота локального рынка. «К нам поступают достаточно регулярно и от органов власти субъектов РФ, и от различных организаций, причем, как правило, от мелких розничных организаций в различных регионах, обращения по поводу того, что торговые сети практически монополизируют рынок розничной торговли на территории того или иного административно-территориального образования. При этом формально этот 25-процентный порог соблюдается», — отметил М. Гуленков.

По словам первого зампреда Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергея Лисовского, торговые сети фактически становятся монополистами в муниципальных образованиях. Для формального соблюдения 25-процентного порога они нашли обходные пути, заявил сенатор. Представитель ФАС считает, что норма о 25-процентном ограничении для сетей может начать работать, если увеличить период, в течение которого определяется доля рынка сетей, с одного года до трех лет.

Против инициативы по снижению порога максимальной доли рынка для торговых сетей в регионах выступила Ассоциация компаний розничной торговли. «Мы считаем, что даже 25-процентный порог дискриминирует торговлю, и мы выступаем против этого. Объективные экономические условия требуют не понижать этот порог, а уточнять, приводя нормы законов в соответствие с реалиями», — заявили в отраслевом объединении. Ассоциация рассчитывает, что государство займет более взвешенную позицию и что в ближайшее время на уровне вице-премьера Правительства РФ, курирующего отрасль розничной торговли, состоится согласительное совещание по этому поводу.

Торговля вышла из кризиса

Эксперты РАНХиГС в своем отчете констатировали, что российский сектор розничной торговли окончательно вышел из кризиса. Оборот розничной торговли продолжает расти по отношению к соответствующему периоду предыдущего года в сопоставимых ценах. В апреле 2018 г. он составил 102,4%, в том числе 102% — оборот пищевых товаров, включая напитки и табачные изделия, и 102,7% — непродовольственных товаров.

В денежном выражении оборот розничной торговли составил 2,4 трлн руб. Если сравнивать с предыдущим месяцем, когда значение показателя составило 102%, можно предположить, что рост произошел в первую очередь за счет товарооборота непродовольственной продукции. Так, в марте прирост оборота в годовом выражении составил 1,8% против 2,4% в апреле.

С начала года оборот розничной торговли составил 9,5 трлн руб., а прирост по отношению к соответствующему периоду предыдущего года — 2,2% в целом, в том числе 2% — оборот розничной торговли пищевой продукцией, напитками и табачными изделиями и 2,4% — непродовольственными товарами. «Для сравнения, за аналогичный период предыдущего года значение показателя было отрицательным (–1,1, –1,7 и –0,5% соответственно), что вновь позволяет говорить о выходе из кризисного периода», — отмечается в материалах РАНХиГС.

Процесс консолидации не остановить

По мнению экспертов, принимавших участие в онлайн-конференции «Финам», посвященной отечественному ретейлу, именно сделки по слиянию и поглощению позволяют сетевым игрокам оставаться на плаву в условиях системного кризиса. Аналитики полагают, что консолидация рынка в ближайшее время продолжится и уже через пять лет число участников российского продуктового ретейла сократиться до нескольких игроков.

Сейчас на топ-7 игроков рынка приходится 26%, что дает огромный потенциал для консолидации. Даже на стагнирующем рынке возможен рост за счет M&A сделок, и здесь победит игрок с лучшей логистикой и меньшей долговой нагрузкой, считают эксперты. Так, по прогнозу Тимура Нигматуллина, аналитика АО «Открытие Брокер», через пять лет на продуктовом рынке останется три-четыре мегаигрока. Причем у одного из них будет максимально допустимая доля 25%.

«Я не ожидаю такого пессимистичного сценария. Как мы видим, сети в регионах не особо готовы задешево продаваться крупным федеральным сетям, а строить самим мешает отсутствие больших денег и, видимо, желания. До сих порт нет сети, которая работает в 100% регионов», — сообщил Георгий Ващенко, начальник управления операций на российском рынке ИК «Фридом Финанс». По его оценке, рынок гипермаркетов будет на 85% консолидирован у четырех-пяти игроков, супермаркетов — на 50—70%, а минимаркетов — ниже 30%. Еще около 30% минимаркетов и 25—50% супермаркетов будут контролировать региональные сети. Остальное — независимые.

По мнению Алексея Коренева, аналитика ГК «Финам», есть риски, что у федеральных сетей, столь широко представленных в центральной России, физически не хватит ресурсов, чтобы полностью «подмять» еще и Сибирь с Дальним Востоком. Особенно на фоне жесткой конкуренции друг с другом. Так что если в европейской части России действительно есть вероятность того, что рынок окажется поделен между пятью-шестью игроками, то в дальних регионах доля местных сетей хоть и уменьшится, то, скорее всего, не критически.

Идею о снижении порога доминирования не поддерживает Министерство промышленности и торговли. В ведомстве считают, что для равномерного развития торговли в регионах при строительстве новых магазинов и аренде непрофильных помещений долю торговой сети необходимо, напротив, увеличить до 35% .