1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 18

Инфляцию сдерживают овощи и фрукты

«ВТБ Капитал» опубликовал июньский обзор состояния индекса потребительских цен. Аналитики обращают внимание на свежие данные Росстата, согласно которым в июне годовая инфляция составила 2,3%, лишь немного замедлившись по сравнению с майскими 2,4%. Уже не впервые полученный результат, замечают аналитики «ВТБ Капитала», расходится с выводом, который можно было сделать исходя из недельной статистики, на основе которой формируются ожидания экономистов, опрашиваемых Bloomberg.

Эффект низкой базы в плодоовощном сегменте оказался единственным фактором, который способствовал дезинфляции, — он нивелировал влияние роста цен в остальных категориях потребительской корзины. Однако наиболее примечательным результатом стала месячная инфляция, которая, с поправкой на сезонность, ускорилась, по оценкам «ВТБ Капитала», до 0,57%, существенно превысив значение в 0,33%, соответствующее целевому показателю Банка России.

Исходя из недельной статистики, месячная инфляция в июне должна была составить 0,3%, однако фактический результат оказался выше, констатируют аналитики, — 0,5%. Если ориентироваться на временной диапазон, который Росстат указывает в методологии расчета инфляции за месяц (фиксирование изменений по состоянию на 21-е —25-е число каждого месяца), то итоговое значение инфляции за июнь будет немного выше 0,3%, что соответствует годовой инфляции на конец месяца в 2,1%. В то же время, исходя из недельной статистики, дезинфляция носила менее выраженный характер, и по итогам июня годовая инфляция составила 2,3%, опустившись по сравнению с предыдущим месяцем всего на 0,1 п.п.

Расхождение между результатом, полученным на базе недельной статистики, и фактическим показателем месячной инфляции — типичное явление, пишут аналитики «ВТБ Капитала», хотя и немного неожиданное. К примеру, в июле 2017 г. представленная Росстатом оценка индекса потребительких цен настолько сильно расходилась с ожиданиями (0,1% в месячном выражении против 0,5% исходя из недельной динамики), что ввела в заблуждение совет директоров Банка России, вспоминают аналитики «ВТБ Капитала»: к заседанию 28 июля регулятор по-прежнему не располагал достоверной информацией относительно того, как необычно холодная весна отразилась на сроках созревания урожая и сезонной динамике инфляции в плодоовощном сегменте.

Цены на фрукты и овощи остаются единственным фактором, удерживающим потребительскую инфляцию от ускорения, продолжают аналитики «ВТБ Капитала»: плодоовощной сегмент — единственный в потребительской корзине, где цены продолжили снижаться: –9,8% в годовом выражении против –2,8% в мае. В то же время рост цен на другие продукты питания (без учета фруктов и овощей) ускорился с 0,8% в годовом выражении до 1,1%, а непродовольственные товары подорожали на 3,7% в годовом выражении (против 3,4% в мае), наконец, инфляция в сегменте услуг даже превысила целевой показатель Банка России, достигнув 4,1% в годовом выражении (против 4,0% в мае).

Потребительская инфляция, очищенная от сезонности, ускорилась до 0,57% м/м. Основной причиной стал рост цен на продукты питания, особенно на мясо. В июне рост цен на мясную продукцию достиг 1,7% в месячном выражении — против 0,4% в мае (обычно рост цен в июне, наоборот, замедляется, напоминают аналитики). Однако, по их мнению, к этому результату нужно относиться с осторожностью, так как первая оценка инфляции Росстатом всегда содержит слишком мало деталей. В частности, в ней под категорией «Мясо» объединяются и мясо птицы, и другие различные виды мясной продукции, а, например, динамика цен на сыр, чай, кофе и услуги общественного питания не раскрывается вовсе. Все это может вести к искажениям в оценке месячной инфляции, очищенной от сезонности, и последующие релизы данных позволят получить более точную оценку, заключают аналитики «ВТБ Капитала».

Основные индикаторы инфляции, в годовом выражении, %


06.17

07.17

08.17

09.17

10.17

11.17

12.17

01.18

02.18

03.18

04.18

05.18

06.18

Индекс потребительских цен

4,3

3,9

3,3

3,0

2,7

2,5

2,5

2,2

2,2

2,3

2,4

2,4

2,3

Продовольственные товары

4,8

3,8

2,6

2,0

1,6

1,1

1,1

0,7

0,9

1,3

1,1

0,4

–0,2

Непродовольственные товары

4,0

3,7

3,4

3,1

2,8

2,7

2,8

2,6

2,5

2,4

2,7

3,4

3,7

Услуги

4,1

4,1

4,1

4,2

4,2

4,3

4,3

3,9

3,7

3,9

4,0

4,0

4,1

Базовая инфляция, «ВТБ Капитал»

3,3

3,3

3,0

2,9

2,7

2,6

2,6

2,4

2,4

2,4

2,6

2,8

2,9

Базовая инфляция, Росстат

3,5

3,3

3,0

2,8

2,5

2,3

2,1

1,9

1,9

1,8

1,9

2,0

2,3

Тренд – аннуализированное трехмесячное скользящее среднее месячной инфляции с исключением сезонности

Индекс потребительских цен

5,0

2,9

1,5

–0,4

1,2

2,3

3,0

2,3

1,8

1,4

2,4

3,4

5,1

Продовольственные товары

7,8

3,1

0,0

–4,6

–1,5

0,5

1,9

0,2

–0,3

–0,4

1,7

1,0

2,9

Непродовольственные товары

2,0

2,1

1,7

1,3

1,1

1,8

3,0

4,2

3,7

2,3

1,9

5,1

7,2

Услуги

5,2

3,8

3,5

3,8

5,4

5,6

4,5

3,0

2,3

2,7

4,0

4,7

5,4

Базовая инфляция, «ВТБ Капитал»

2,3

2,5

24

2,9

2,8

2,8

2,3

2,5

2,1

1,8

2,0

2,7

3,5

Источник: Росстат, «ВТБ Капитал»