Национальной системы поддержки экспорта не существует

| статьи | печать

Национальная система поддержки экспорта, по сути, пока не создана. К такому выводу пришла Счетная палата, проанализировав действующий механизм поддержки внешнеэкономической деятельности, а также меры, направленные на формирование целостной общенациональной системы поддержки несырьевого экспорта за период 2015—2017 гг. и истекший период 2018 г.

Аудитор Александр Жданьков на заседании Коллегии Счетной палаты заявил: «На федеральном уровне у органов исполнительной власти отсутствует четкое и системное понимание того, как реализуемые механизмы поддержки экспорта в совокупности повлияют на выход российской продукции на международные рынки. Очевидно, что в настоящее время показатели госпрограмм и приоритетных проектов, в рамках которых реализуются мероприятия по поддержке экспорта, между собой не увязаны и не сопоставимы с показателями ключевых стратегических документов в сфере внешнеэкономической деятельности».

Например, показатель «Темпы прироста несырьевых товаров…» госпрограммы «Развитие ВЭД» со значениями в 2018—2020 гг. 120,2, 122 и 119% соответственно не согласуется с показателями приоритетного проекта «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» и не соответствует Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, согласно которому экспорт несырьевых товаров в 2018—2020 гг. будет расти опережающим среднегодовым темпом в 4,5%.

Как отметил аудитор, в поддержку экспортеров вовлечены многие органы госвласти и организации, при этом их усилия зачастую дублируются, а необходимая координация их деятельности отсутствует. «Показатели приоритетных проектов установлены в основном для РЭЦ и не учитывают усилия других органов власти и организаций, в том числе в регионах. В ряде случаев показатели изначально занижены, что приводит к их перевыполнению. Экспорт услуг не охвачен», — констатировал А. Жданьков.

По его словам, о системной работе по поддержке экспорта на региональном уровне говорить даже не приходится. Отдельно стоит отметить торговые представительства в иностранных государствах, которые реализуют одни и те же возложенные на них функции по-разному. Все плановые документы, как мы видим, нуждаются в ревизии и переосмыслении, в том числе на предмет достижения поставленных президентом задач.

Согласно полученным в ходе анализа данным, общие стоимостные объемы экспорта в 2017 г. составили 357,1 млрд долл., превысив показатель 2015 г. всего на 4%. Несырьевой неэнергетический экспорт за два года увеличился на 13,6%, однако его структура не оптимальна. Так, продукция машиностроения занимает в нем всего лишь четверть, металлопродукция — 27%, химическая продукция — 18, продовольствие — 14%. При этом почти половина осуществлена организациями восьми регионов (Москва, Санкт-Петербург, Свердловская, Московская, Ростовская, Челябинская, Липецкая области, Красноярский край). Кроме того, половина несырьевого неэнергетического экспорта приходится всего на десять государств, в том числе значительная часть — на Китай, Казахстан и Белоруссию.

Проведенный анализ также показал, что поддержка ориентирована в основном на крупный бизнес, который в полной мере пользуется сразу всем имеющимся инструментарием (кредитование, страхование, субсидирование затрат и другое). «Мы видим, — подчеркнул А. Жданьков, — что одни и те же компании охотно претендуют на бюджетные средства и получают поддержку сразу и в Минпромторге, и в РЭЦ, Внешэкономбанке, ЭКСАРе. Эти меры, безусловно, стимулируют их получателей, но не всегда гарантируют осуществление экспорта, в том числе его увеличение в последующем, так как являются компенсационными».

В 2017 г. общее количество экспортеров, поддержанных АО «РЭЦ» в четырех приоритетных отраслях промышленности приоритетного проекта «Международная кооперация и экспорт в промышленности», составило 45 организаций на сумму 1,4 млрд долл., в том числе в отраслях: автомобилестроения — 31 экспортер, сельскохозяйственного машиностроения — 2 (в основном Ростсельмаш), железнодорожного машиностроения — 8 и авиастроения — 4.

Таким образом, расходы федерального бюджета в 116 раз превысили сумму экспортных контрактов, заключенных по итогам организованных АО «РЭЦ» выставочных мероприятий, что не отвечает государственным приоритетам по стимулированию экспорта, в том числе высокотехнологичной продукции.