Российские эксперты повышают прогнозы, зарубежные экономисты полны пессимизма

| статьи | печать
Российские эксперты повышают прогнозы, зарубежные экономисты полны пессимизма

Минэкономразвития представило обновленный прогноз социально-экономического развития страны. В нем учтен комплекс мер, предлагаемый правительством для ускорения темпов экономического роста и улучшения демографической ситуации. Темпы прироста ВВП, согласно базовому сценарию МЭР, увеличатся с 1,9% в нынешнем году до 3,3% в 2024 г. Между тем зарубежные экономисты прогнозируют наступление тяжелых времен для глобальной экономики.

Выходу российской экономики на траекторию более высоких темпов роста, по оценке МЭР, будет способствовать комплекс мер, реализуемых правительством для решения задач, поставленных майским указом президента страны. Они направлены в том числе на обеспечение роста производительности туда в экономике, увеличение доли малого бизнеса в ВВП, расширение несырьевого экспорта, а также экспорта услуг и создание условий для развития человека.

Одновременно ключевым условием обеспечения устойчивых высоких темпов экономического роста, согласно прогнозу, является перераспределение структуры расходов в пользу инвестиционных. На решение этой задачи будет направлен спектр мер экономической политики, включающий перераспределение расходов федерального бюджета в пользу инвестиционных и реализацию проектов инфраструктурного строительства с привлечением средств частных инвесторов.

Пристальное внимание будет уделяться созданию условий для роста инвестиционной активности частного сектора. Он будет достигаться за счет обеспечения стабильных и необременительных условий для бизнеса, что предполагает стабильные налоговые условия, предсказуемое тарифное регулирование, снижение уголовно-процессуальных рисков предпринимательской деятельности, завершение реформы контроля и надзора.

При успешной реализации всего комплекса мер экономической политики прирост ВВП, в соответствии с базовым сценарием МЭР, ускорится до уровня 3,3% к 2024 г.

Пока же нас ждут более скромные успехи. В текущем году темп прироста ВВП составит 1,9%. В разрезе компонентов использования продолжится расширение внутреннего потребительского и инвестиционного спроса темпами, сопоставимыми с предыдущим годом. При этом следующий год, как ожидается, будет сложным с точки зрения адаптации к принятым решениям в области бюджетно-налоговой политики.

Запланированное повышение ставки НДС с 18 до 20% приведет к временному ускорению инфляции. Доля товаров и услуг, облагаемая базовой ставкой НДС, в потребительской корзине составляет 76%. Соответственно, «счетный» вклад в инфляцию от увеличения базовой ставки НДС с 18 до 20% оценивается аналитиками министерства в 1,3 п.п.

Базовый вариант МЭР предполагает, что инфляция с текущих уровней ускорится до 3,1% в декабре 2018 г., а на конец следующего года составит 4,3%. В целом это станет незначительным отклонением от целевого ориентира Банка России (4%).

Темп прироста ВВП может опуститься ниже 1% ко II кварталу 2019 г., а по итогам следующего года динамика валового продукта прогнозируется на уровне 1,4%.

В дальнейшем прогноз Минэкономразвития предусматривает ускорение темпов прироста ВВП до 2% в 2020 г., 3,1% — в 2021 г., 3,2% — в 2022 и 2023 гг. В конце шестилетнего периода прирост экономики достигнет планки в 3,3%. Заметим, что этот показатель будет немного ниже текущих средних темпов роста мирового ВВП.

Впрочем, сегодня трудно предсказать, какими будут темпы роста глобального ВВП в 2024 г. Так, экономисты Saxo Bank представили свой взгляд на развитие мировой экономики. «Глобальная напряженность растет с каждым днем, чему способствует глупая политика глупых лидеров, — отмечает главный экономист банка Стин Якобсен. — Торговые войны, которые преследуют только личные интересы некоторых лидеров, ставят под угрозу глобальную экономику».

Мы входим, по мнению С. Якобсена, в один из самых опасных периодов для мировой экономики с тех пор, как рухнула в 1989 г. Берлинская стена. Близорукость правительств ряда стран мира весьма примечательна и, учитывая историю торговых войн, вызывает глубокую тревогу у экономистов.