1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 77

Как подтвердить оплату приобретенной квартиры?

Какими документами можно подтвердить факт уплаты денежных средств при приобретении жилых объектов недвижимости в целях получения имущественного вычета по НДФЛ? Ответ на этот вопрос дал Минфин России в письме от 18.05.2018 № 03-04-05/33521.

Имущественный вычет при приобретении жилья предоставляется в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов, не превышающем 2 млн руб. (подп. 3 п. 1, подп. 1 п. 3 ст. 220 НК РФ).

Одним из обязательных условий получения вычета является представление в налоговый орган документов, подтверждающих факт уплаты денежных средств по произведенным расходам, связанным с приобретением объекта недвижимости. Подпункт 7 п. 3 ст. 220 НК РФ в качестве примера таких платежных документов приводит квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца.

А чем подтвердить расходы в ситуации, когда оплата жилья осуществляется наличными продавцу — физическому лицу? Минфин России допускает два варианта.

Вариант 1. Продавец пишет покупателю расписку в получении денежных средств. Исходя из ст. 408 ГК РФ, что при расчетах между физическими лицами исполнение обязательств подтверждается распиской в получении исполнения полностью или в соответствующей части.

В рассматриваемом письме отмечается, что особых требований к форме расписки, в частности требования о ее составлении на отдельном листе, Гражданский кодекс не устанавливает.

Вариант 2. В текст договора купли-продажи включается положение о том, что на момент подписания договора расчеты между сторонами произведены полностью или что на момент подписания договора произошла передача денег между покупателем и продавцом.

Финансисты в комментируемом письме разъяснили, что в этом случае исполнение обязательств, в том числе факт уплаты денежных средств по договору, также можно считать подтвержденным. При этом, по их мнению, соответствующая информация в договоре купли-продажи недвижимости должна содержать все элементы расписки (ФИО и подпись продавца, его паспортные и адресные данные, дату), включая информацию о размере денежной суммы, полученной продавцом.

Следует отметить, что ФНС России по рассматриваемому вопросу имеет аналогичную позицию (письмо от 22.05.2013 № ЕД-4-3/9243@).