1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 84

Арбитражных управляющих собираются назначать случайным образом. Решит ли это проблему аффилированности с кредиторами и должниками?

Минэкономразвития России выступило с инициативой создать специальный регистр арбитражных управляющих, который будет вести Судебный департамент при ВС РФ. Арбитражных управляющих будут назначать на основе сведений из этого регистра в автоматическом режиме, то есть программа будет выбирать их случайным образом. Кроме того, арбитражных управляющих разделят на группы и присвоят им баллы.

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О несостоятельности (банкротстве)“ в части повышения гарантий независимости, добросовестности и компетентности арбитражного управляющего в ходе дела о банкротстве» разработало Минэкономразвития России (текст проекта размещен на портале regulation.gov.ru под ID 02/04/09-16/00054982). Его цель — предупредить негативные последствия, связанные с возможностью назначения в деле о банкротстве арбитражного управляющего, аффилированного с отдельными кредиторами или должником. Публичное обсуждение проекта продлится до 23 мая 2018 г.

Регистр арбитражных управляющих

В проекте предлагается выбирать кандидатуру арбитражного управляющего случайным образом из специального списка — регистра арбитражных управляющих. Регистр будет вести Судебный департамент при ВС РФ. Он будет размещен в открытом доступе в интернете. О каждом арбитражном управляющем в регистре будут содержаться следующие данные:

  • фамилия, имя, отчество, ИНН, страховой номер индивидуального лицевого счета, наименование саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является, а также адрес электронной почты для направления уведомления о выборе для утверждения в качестве арбитражного управляющего в деле о банкротстве;

  • стаж членства в саморегулируемых организациях арбитражных управляющих (с точностью до дня за вычетом перерывов);

  • количество присвоенных баллов;

  • группа арбитражных управляющих, к которой он отнесен;

  • группы должников, в делах о банкротстве которых он согласился быть утвержденным (не менее одной и не выше группы управляющих, к которой он отнесен);

  • субъекты РФ, в которых он согласился быть утвержденным (не менее двух);

  • наличие допуска к государственной тайне с указанием формы такого допуска;

  • об отказе арбитражного управляющего от учета его кандидатуры при осуществлении случайного выбора с указанием срока действия такого отказа (не менее 30 календарных дней непрерывно и не более шести месяцев в совокупности в течение одного календарного года);

  • соответствие требованиям, являющимся обязательными при утверждении кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегических предприятий или организаций и т.д.

Каждому арбитражному управляющему будут присвоены баллы (100 баллов). При включении в регистр сведений об арбитражном управляющем, который ранее не был включен, ему присвоят баллы в размере среднего балла арбитражных управляющих саморегулируемой организации, членом которой он стал, за квартал, предшествующий его включению в регистр.

Группы арбитражных управляющих

В целях определения кандидатуры арбитражного управляющего должников и арбитражных управляющих отнесут к одной из трех групп (см. таблицу). Разделение на группы будет зависеть от сведений, содержащихся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого предусмотрено Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

При включении в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих сведений о новой некоммерческой организации ее первоначальным членам, не имеющим баллов, присвоят средний балл всех арбитражных управляющих за квартал, предшествующий ее включению в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, и третью группу арбитражных управляющих.

Количество баллов, присвоенных арбитражному управляющему, может уменьшиться. Например, на 1% от среднего балла за каждый случай признания действий арбитражного управляющего незаконными. Или на 15% от среднего балла — за каждый случай взыскания с арбитражного управляющего убытков в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей в деле о банкротстве.

Порядок назначения арбитражных управляющих

Выбирать арбитражных управляющих будут следующим образом: для назначения в деле о банкротстве должника первой группы (также см. таблицу) программа будет выбирать из числа арбитражных управляющих первой группы, согласившихся быть утвержденными в делах о банкротстве должников первой группы. Для назначения в деле о банкротстве должника второй группы выбирать будут из арбитражных управляющих первой и второй групп, согласившихся быть утвержденными в делах о банкротстве должников второй группы. Для должников третьей группы назначат арбитражного управляющего из любой группы, согласившегося быть утвержденным в делах о банкротстве должников третьей группы.

Если кандидатуру арбитражного управляющего должника — юридического лица не утвердят в течение трех месяцев с даты случайного выбора последней кандидатуры, арбитражный суд прекратит производство по делу.

Арбитражный управляющий, получивший уведомление о выборе его кандидатуры, вправе знакомиться с материалами дела о банкротстве до своего отказа от утверждения или в случае согласия до его утверждения. Давший согласие на утверждение арбитражный управляющий вправе участвовать в судебном заседании по вопросу о его утверждении.

В случае отказа арбитражного управляющего от утверждения его кандидатуру не будут учитывать в течение трех лет при определении посредством случайного выбора кандидатуры арбитражного управляющего для данного дела о банкротстве и в течение 30 рабочих дней в любом другом деле о банкротстве. В течение одного рабочего дня со дня отказа арбитражного управляющего арбитражный суд должен будет выбрать новую кандидатуру. В случае отказов арбитражных управляющих для первой группы три раза подряд, два последующих выбора кандидатуры арбитражного управляющего для этого должника будут из числа арбитражных управляющих первой и второй группы. Если три раза подряд откажутся арбитражные управляющие второй группы, то будут выбирать из второй и третьей группы.

В случае отказов арбитражных управляющих пять раз подряд информация об этом размещается на сайте регистра. В таком случае любой арбитражный управляющий вправе предложить свою кандидатуру для утверждения путем включения сведений об этом в регистр. Арбитражный суд утвердит кандидатуру арбитражного управляющего, которая была первой включена в регистр.

Если в течение трех лет арбитражный управляющий, отнесенный к первой или второй группе, не был утвержден ни в одном деле о банкротстве и в течение этого срока не менее трех раз отказался от утверждения, его группа арбитражных управляющих понижается до третьей. Такой управляющий в течение трех следующих лет не учитывается при определении посредством случайного выбора кандидатуры арбитражного управляющего и по истечении каждого квартала в течение этих трех лет количество его баллов уменьшается на 5% вплоть до первого квартала, в котором он будет утвержден арбитражным управляющим.

Таблица. Группы арбитражных управляющих и должников

Группы

Должники

Арбитражные управляющие

1 группа

Средние предприятия и организации, не включенные в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (кроме отсутствующих должников)

Арбитражные управляющие, соответствующие одновременно двум критериям:
— стаж членства в саморегулируемых организациях арбитражных управляющих составляет не менее пяти лет,
— имеют баллы в количестве не менее значения среднего балла всех арбитражных управляющих, увеличенного на 15%

2 группа

Малые предприятия   (кроме отсутствующих должников)

Арбитражные управляющие, соответствующие одновременно двум критериям:
— стаж членства в саморегулируемых организациях арбитражных управляющих составляет от трех до пяти лет,
— имеют баллы в количестве не менее значения среднего балла всех арбитражных управляющих, уменьшенного на 15%

3 группа

Микропредприятия, граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, и отсутствующие должники

Арбитражные управляющие, не отнесенные к первой или второй группе


Комментарий эксперта

Михаил Василега, председатель Общероссийского профсоюза арбитражных управляющих (ОРПАУ)

«ЭЖ-Юрист»: Как вы оцениваете законопроект в целом? Будут ли предлагаемые меры эффективны?

М. В.: Законопроект, очевидно, является первым шагом на пути отказа от саморегулирования среди арбитражных управляющих. Из Закона о банкротстве исключается абз. 3 п. 9 ст. 21.1. Это, пожалуй, самое революционное изменение. Государство берет на себя функцию отбора арбитражных управляющих, лишая СРО функции по рекрутингу. Теперь суд будет не только утверждать арбитражного управляющего в должности, но и сам предлагать арбитражному управляющему работу. Это приведет к тому, что будет возрастать роль Общероссийского профсоюза арбитражных управляющих (ОРПАУ) как структуры, представляющей сообщество.

Также данный законопроект нельзя оценивать отдельно от другого законопроекта, который сейчас обсуждается — предложения Минэкономразвития по внесению поправок ко второму чтению в проект федерального закона № 163735-7, которым вносятся изменения в ст. 20.6 Закона о банкротстве. Ведь, с одной стороны, снижая роль СРО, с другой, Минэкономразвития предлагает значительно увеличить расходы на содержание СРО и Российского союза саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (РССОАУ).

Поэтому появление этого законопроекта ослабило позиции тех, кто выступает за усиление роли СРО и РССОАУ, при этом усилило позиции сторонников ОРПАУ и выстраивания отношений социального партнерства между государством и сообществом арбитражных управляющих.

«ЭЖ-Юрист»: Если поправки примут, какие проблемы могут возникнуть у арбитражных управляющих и кредиторов банкрота?

М. В.: Технически никаких проблем не возникнет, особенно в процедурах, которые не связаны с восстановлением платежеспособности. Ведь никого не удивляет, что, подавая исковое заявление в суд, мы лишены возможности указать конкретного судью. Но в процедурах, которые связаны с восстановлением платежеспособности, право кредиторов на выбор конкретного арбитражного управляющего нужно оставить. Ведь если кредиторы берут на себя ответственность восстановить платежеспособность должника, то вполне логично оставить за ними выбор антикризисного менеджера, который будет этим заниматься. К тому же проект федерального закона о реабилитационных процедурах уже прошел первое чтение.