1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 71

Институциональная среда для малого бизнеса по значению первостепенна

Проведенное РАНХиГС исследование показало, что для развития малых и микропредприятий институциональные факторы имеют ключевое значение. Средние же предприятия более устойчивы к особенностям институциональной среды, их число в том или ином регионе в первую очередь определяется численностью населения и размером доступных рынков.

В очередном «Мониторинге экономической ситуации в России» от экспертов РАНХиГС и ИЭП им. Е.Т. Гайдара заведующая лабораторией инновационной экономики Института Гайдара, заведующая лабораторией исследований проблем предпринимательства и ведущий научный сотрудник Центра экономического моделирования энергетики и экологии ИПЭИ РАНХиГС Вера Баринова, а также научный сотрудник лаборатории исследований проблем предпринимательства ИПЭИ РАНХиГС Юлия Царева представили свое исследование, посвященное влиянию институциональной среды на малый и средний бизнес.

Поддержка МБ есть, да результат не очень…

Ученые напоминают, что развитие предпринимательства традиционно рассматривается в контексте институциональных условий, которые создают среду для ведения бизнеса, определяют объем транзакционных издержек, связанных с выполнением стандартных процедур — регистрации, подготовки документации для участия в госзакупках, уплаты налогов и т.д.

При этом в России постоянно предпринимаются меры по совершенствованию институциональной среды: в 2016 г. была создана Корпорация развития МСП; целевой показатель общего объема договоров по закупкам у субъектов малого и среднего предпринимательства на конец 2018 г. должен составить 3 трлн руб. На платформе «Деловая среда» в феврале 2018 г. открылась услуга онлайн-регистрации бизнеса. На региональном уровне действует множество институтов развития.

Но несмотря на проводимую политику поддержки, ожидаемого ускорения динамики развития МСП не прослеживается, что, считают авторы исследования, особенно ярко видно на примере малых предприятий — показатель «число малых предприятий» за 2017 г. существенно ниже уровня 2008 г.

В. Баринова и Ю. Царева замечают, что в 2016 г. число малых предприятий снизилось до 173 000 с 243 000 в 2015 г. , что является рекордно низким значением за весь рассматриваемый период. Отчасти, полагают они, это можно объяснить повышением критерия по доходу для микропредприятий до 120 млн руб. за год, что позволило фирмам, ранее считавшимся малыми, перейти в категорию «микро», а такие фирмы и составляют большинство предприятий сферы МСП в России.

Рассматривая объем оборота малых предприятий в сопоставимых ценах, авторы исследования отмечают, что с 2011 г. отчетливо прослеживается динамика небольшого, но устойчивого его снижения.

Ими была протестирована гипотеза о наличии возможного влияния некоторых институциональных факторов на развитие МСП в России с помощью эконометрических моделей, построенных для различных типов предприятий сферы МСП с учетом их характеристик (специализация, размер).

Что малому хорошо, то среднему мало

Оказалось, что средние предприятия более устойчивы к особенностям институциональной среды, чем малые (включая микро-): из всей совокупности институциональных факторов на число средних предприятий в регионе оказывает значимое положительное влияние только доступ к финансированию (банковским кредитам), корреляция между числом средних предприятий и индексом обеспеченности региона банковскими услугами составляет 0,47. В целом же число средних предприятий в регионе фактически определяется численностью населения и размером доступных для региона рынков.

В отличие от средних предприятий предпринимательская активность малых (включая микро-) практически полностью определяется институциональными факторами, из них наиболее важны инвестиционный риск, доступность банковских кредитов, качество человеческого капитала, а также административная нагрузка и криминогенная обстановка.

Для деятельности малых предприятий обрабатывающей промышленности ученые отмечают существенное влияние фактора технологического развития региона и доступности банковских кредитов. Сильнее всего с предпринимательской активностью коррелируют индекс обеспеченности банковскими услугами (фактор «доступность кредитования») и число выездных проверок Федеральной налоговой службы России (ФНС) (фактор «административная нагрузка») в расчете на общее число предприятий. По расчетам авторов исследования, рост индекса обеспеченности банковскими услугами в регионе на 0,1 (индекс принимает значения в диапазоне от 0 до 1,94) приводит к увеличению малых (включая микро) предприятий в регионе в расчете на 1000 человек экономически активного населения (ЭАН) на 2,127 предприятия. Рост числа проведенных выездных проверок ФНС к общему числу предприятий в регионе (принимает значения от 0,15 до 10,51) на одну проверку приводит к сокращению числа малых предприятий на 0,56 предприятия.

Ученые в своей работе напоминают: в Послании Президента РФ от 1 марта 2018 г. отмечалось, что развитие малого предпринимательства — это «масштабный резерв экономического роста», были озвучены целевые ориентиры — «к середине следующего десятилетия его вклад в ВВП страны должен приблизиться к 40%, а число занятых вырасти с 19 до 25 млн человек».

Проведенное ими исследование позволило установить, что создание благоприятных институциональных условий в регионе может оказать воздействие прежде всего на малые предприятия. Поэтому, заключают они, для реализации поставленных целей поддержка должна концентрироваться на предоставлении льготных кредитов с простой процедурой получения, снижении инвестиционных рисков, улучшении качества правовой среды и человеческого капитала — уровня образования, знаний и навыков. Наиболее важными для развития малого бизнеса инициативами последних лет являются смягчение критериев для применения упрощенной системы налогообложения, установление моратория на плановые проверки для малых предприятий, программа стимулирования кредитования субъектов МСП («Программа 6,5») и программа «Инвестиционный лифт», обучающие программы Корпорации МСП «Азбука предпринимателя» и «Школа предпринимательства».

Вместе с тем, делают другой вывод эксперты РАНХиГС и Института Гайдара, увеличение числа средних предприятий не может быть достигнуто только за счет улучшения институциональной среды в регионах — институциональные условия для масштабирования малых предприятий до средних по регионам не различаются. Для этой цели актуальна общая политика регионального развития: повышение транспортной доступности, поддержание прироста населения и удержание квалифицированных кадров в регионе, увеличение валового регионального продукта (ВРП) региона.

Для улучшения качественных характеристик сферы МСП, в частности для создания и поддержания высокого уровня предпринимательской активности среди компаний обрабатывающих отраслей, большое значение имеет развитие технологий, проведение согласованной научно-технической, инновационной, промышленной и экономической политики.

Высокая инертность предпринимательской активности, уровень которой в регионе определяется ситуацией в предыдущих периодах, свидетельствует авторам исследования о важности проведения последовательной и предсказуемой политики по развитию предпринимательства в регионах России.

Число малых предприятий (без микропредприятий), тыс. ед.

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

282,7

227,5

219,7

231,6

243,1

234,5

235,6

242,7

172,9

256,7

Источник: РАНХиГС по данным Росстата

Институциональные факторы, влияющие на уровень предпринимательской активности в регионе, и корреляции между ними и предпринимательской активностью

Факторы

Корреляции

Доступность кредитования

0,57

Административная нагрузка (выездные проверки ФНС к общему числу предприятий)

–0,51

Инвестиционный риск

–0,43

Криминогенная среда (число лиц, совершивших экономические преступления, на 100 000 населения

–0,34

Качество человеческого капитала (среднее число лет обучения)

0,32

Источник: исследование «Малые и средние предприятия и институциональная среда», составлено авторами