Потребительское поведение россиян оживляется

| статьи | печать

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), каждый десятый россиянин планирует приобрести в этом году автомобиль или квартиру/дом. В прошлом году аналогичные покупки совершили 11 и 5% граждан соответственно.

Самым популярным приобретением является мобильный телефон, и число покупателей растет из года в год: если в 2013 г. его купили 14% россиян, то в 2017 г. — уже 26%. На второе место в рейтинге покупок-2017 вышел автомобиль — его владельцем стал каждый десятый (11% — с 6% в 2015 г.), еще по 10% приобрели телевизор/домашний кинотеатр, сделали ремонт в квартире. Также заметен небольшой рост по приобретению турпутевок (с 5 до 9%) и внесению платы за обучение, свое или детей (с 4 до 9%). В остальном существенных различий между 2017 и 2015 гг. по потребительскому поведению не фиксируется.

Потребительские планы респондентов по ряду товаров и услуг с 2016 г. изменились, наиболее ощутимо по путешествиям и обучению: в 2016 г. соответствующие расходы планировали 10 и 3% опрошенных, в 2018 г. — 15 и 10% соответственно. Чаще всего предполагаемые траты в этом году связывают с ремонтом (17%). Каждый десятый намеревается приобрести автомобиль (10%), квартиру/дом (9%). Наименее востребованные покупки — музыкальный центр, видео- и фотокамера, спортивный тренажер.

«Наиболее острый период экономического кризиса позади, и мы видим, как оживляется потребительское поведение. Необходимо, конечно, помнить, что для многих покупок россияне выбирают более дешевые варианты, чем раньше. В частности, поэтому в динамике розничного оборота оживление спроса проявляется не так ярко. Но оно есть», — прокомментировал результаты исследования ведущий эксперт-консультант ВЦИОМ Олег Чернозуб. Он считает, что весьма показателен рост внимания к инвестициям в образование. Известно, что это очень долгосрочные вложения, которые будут «отбиваться» годы и десятилетия. Раз люди идут на это, значит, вектор развития страны рассматривается ими как позитивный.