Рынок «или» государство?

| статьи | печать

Академия труда и социальных отношений и еженедельник «Экономика и жизнь», отвечая на запросы нашей читательской аудитории, проводят международную заочную научно-практическую конференцию «Научные принципы регулирования экономики». Мы предлагаем нашим читателям высказаться по теме конференции — современным методам, формам, способам, механизмам регулирования экономической деятельности. Ваши предложения вы можете присылать в редакцию до конца января 2018 г. (объемом до 5000 печатных знаков) на нашу почту: eg@eg-online.ru. Открывает заочную конференцию материал (тезисы) доктора экономических наук, профессора Дмитрия Васильевича Валового.

Почему экономика оказалась в столь плачевном состоянии? Неолибералы обвиняют государство за вмешательство в экономику и ликвидацию свободной конкуренции. Такая позиция, на мой взгляд, теоретически несостоятельна, а практически ускоряет крах мирового хозяйства.

Вырождение и вульгаризация

По мере перерождения капитализма из производительного в ростовщический шел отток капитала из реальной экономики в сферу обращения ради быстрого обогащения. Началось падение темпов роста экономики и снижение уровня жизни. Как его замаскировать? Неоклассик М.Б. Кларк предложил все виды труда считать производительными. И чем выше доход, тем «производительнее» труд. Поскольку доход финансовых игроков в десятки и сотни раз выше, чем в реальной экономике, мошенники и, по словам Карнеги, авантюристы стали не только легитимными, но и лидерами по «производству» ВВП.

Вместе с вырождением капитализма перерождался и либерализм. Он возник на заре капитализма как антипод консерватизма и был знаменем прогрессивных в ту пору буржуазных революций. Но теперь неолибералы уже вкупе с консерваторами являются реакционным знаменем «цветных революций» и «майданов» по свержению неугодных глав государств и государственного терроризма по оккупации с целью завладения ресурсами суверенных государств.

Перерождение капитализма и либерализма сопровождается вульгаризацией экономической науки. В этом случае невольно возникает вопрос: а кто судьи? Ведь каждый ученый полагает, что именно его взгляды отражают подлинную науку. Два гения — Дмитрий Иванович Менделеев и Жолио-Кюри — в разное время, в разных странах и в разных сферах деятельности сделали вывод даже одинаковыми словами: «Подлинная наука начинается с измерения. Без меры нет науки». Недостоверный измеритель подобен испорченному компасу, который может завести в противоположную сторону от вашей намеченной цели. Подтверждением этому является фальшивый измеритель экономики. О нем мы подробно рассказали в научно-практическом пособии «Политэкономия. Краткий курс» (М., Алгоритм, 2016).

Критика государств за вмешательство в экономику и ликвидацию свободной конкуренции — это невежество или лицемерие. Свободную конкуренцию похоронило не государство, а монополии. Государство, наоборот, пыталось сдержать монополизацию. В конце XIX века в США был принят известный Антитрестовский закон Шермана, который широко тиражировался во многих странах мира. Но юридические законы государства бессильны против объективного экономического закона концентрации и централизации.

В итоге на смену свободной пришла монополистическая конкуренция, которая привела к мировому экономическому кризису 1929—30 гг. Кризис проходил на фоне бурного развития экономики в Советском Союзе. С тех пор, используя наш опыт, ради спасения капитализма, по инициативе Франклина Рузвельта началось государственное регулирование экономики. Но рынок не был и не может быть конкурентом государства по регулированию экономики. Это не соотносительные понятия. Рынок — это синоним стихии. Разве стихия может себя регулировать? Конкурентами государства по регулированию экономики являются монополисты и орудующие под маской рынка рыночные авантюристы. Именно они и выталкивают государство из экономики. Государство защищает интересы олигархов, но ради самосохранения оно вынуждено проявлять «заботу» и о выживании населения. Поэтому государство оказалось в роли «слуги двух господ».

«Выкидыш» и фальсификация

Весьма солидный «вклад» в вульгаризацию науки сделал неоклассик Альфред Маршалл. Главной «заслугой» его является предложение о введении economics вместо политической экономии. «Вклад» А. Маршалла в этом направлении оценивается негативно. Лауреат Нобелевской премии В.В. Леонтьев назвал economics «выкидышем» экономической науки. Политики и ученые, воспитанные на «экономиксах», уже не знают, что такое экономика. Они отождествляют ее с хрематистикой. Поэтому для подъема экономики правители принимают такие меры, которые ускоряют развал мирового хозяйства.

Духовные наследники Гайдара, мауисты-ясинцы просто млеют перед западными «ценностями», где подготовка экономических невежд и мошенников доведена до совершенства. Именно на этом принципе строится их фальшивая рейтинговая оценка вузов, в которую так стремятся наши либерал-прожектеры. Для повышения рейтинга своих заведений они заманивают к себе западных прожектеров, облизывают их и солидно одаривают. И теперь уже официально и в России по Госстандарту обучение студентов невежеству и мошенничеству в экономике по образу и подобию Запада поставлено на поток.

Особо хочу подчеркнуть, что в образовании некоторые формы низкопоклонства перед Западом приобретают преступные формы. Многие вузы на конкурсах преподавателей требуют от них цитирования и публикации в западных журналах, филиалы которых плодятся в России как грибы после дождика в четверг. Публикация в них стоит от тысячи евро, и все они строго антироссийские. Мы не только грабим наших нищих преподавателей, но и толкаем их на преступление.

Коротко о деньгах. Если оставаться на позициях науки и называть вещи своими именами, то следует признать, что Международная финансовая конференция в 1976 г. на Ямайке официально ликвидировала деньги. Она похоронила золотой стандарт и узаконила «плавающий курс», который представляет собой аферы, спекуляции и мошенничество в одном безразмерном флаконе.

Используя накопленное в войне золото, США тогда гарантировали обмен доллара на золото по фиксированному курсу. Доллар стал выполнять функции золота в мировом масштабе. Но его запасы стали таять как весенний снег. В 1971 г. Никсон в нарушение международных соглашений в одностороннем порядке ликвидировал привязанность доллара к золоту. Это фальсификация, которая превратила доллары в простые цветные бумажки. «Плавая» по миру, они имитируют золото и поставляют в США материальные ресурсы из других стран.

За полвека «плавания» валют воздвигнута валютно-бумажная пирамида из триллионов долларов и «ценных» бумаг, вкупе составляющих «иллюзорное богатство». На фоне неизбежного взрыва этого грандиозного «мыльного пузыря» все предыдущие кризисы и дефолты будут казаться детской шалостью.

Рынок затмил Бога

Ныне, пожалуй, нет более популярного слова, чем «рынок». Оно произносится к месту и не к месту как общеизвестная истина, не требующая пояснений. Но сегодня рынок каждый трактует на свой лад, мир одурачен рынком, который обожествлен и превращен в «священную корову». Критика рынка — нонсенс. Что же представляет собой рынок?

В натурально-практическом выражении рынок представляет собой сферу обращения общественного воспроизводства, которая включает объекты и учреждения, связанные с реализацией товаров и услуг. В научно-теоретическом выражении рынок со времен Адама Смита является синонимом слова «стихийность». Поэтому необходимо различать рынок как сферу обращения от афер и мошенничества, которые коренным образом извращают сущность рынка.

Под маской рынка на экономическом пространстве орудуют авантюристы типа Сороса, сколотившего на рыночных аферах состояние в 26 млрд долл. Сегодня только 5% рыночных операций отражают реальное движением товаров и услуг, а 95% — это сделки афер и спекуляций. Академик Сергей Глазьев убедительно показал, что даже на сравнительно молодой Московской бирже удельный вес спекулятивных сделок уже достиг 95%, и биржа сыграла решающую роль в катастрофическом обвале рубля в конце 2014 г.

Благодаря аферам и мошенничеству рыночные авантюристы вкупе с Уолл-стрит и банкирами вывели из реальной экономики и омертвили во дворцах, яхтах, личных самолетах, золотых унитазах, бриллиантовых бюстгальтерах и других предметах роскоши или прячут в офшорных зонах капиталы на сумму, в разы превышающую объем мировых инвестиций. Именно в этом кроется главная причина спада экономики, роста безработицы, обнищания масс.

Многие века господствовала легенда о божественном происхождении богатства. Однако Бог не создавал богатство, но и не разрушал его. Неолибералы объявили веру в рынок как источник благосостояния и процветания. Однако рынок наряду с экономикой разрушает систему образования и здравоохранения, извращает сущность, цели культуры и искусства. Рынок превратил и социальную сферу в источник безраздельного обогащения.

В печати широко комментируются данные Международного объединения «Оксфам» о том, что «один процент населения планеты владеет большим богатством, чем остальные 99% жителей планеты». Извращенный рынок вкупе с липовым ВВП и фальшивыми деньгами наделил современных богачей такими состояниями, о которых наместники Бога на Земле — монархи — даже во сне не могли себе представить.

Капиталисты-утописты

Либералы обвиняют Маркса в том, что он начал критику капитализма и с тех пор, мол, это стало модой, которая приняла широкий размах. Мягко говоря — это невежество. Еще за век до рождения Маркса ряд ученых начали критиковать пороки нового строя. Так, Шарль Фурье в своих трудах доказывал, что без права на труд все остальные дары капиталистической цивилизации становятся бесполезными или равными нулю. Он назвал еще 12 бичей капитализма. В их числе нищета, угнетение, мошенничество. К капиталистической цивилизации, считает Фурье, вполне применима поговорка: крупные воры заседают в Национальном собрании, а мелких отправляют в тюрьму. Он пророчески отмечал, что с развитием капитализма пропасть между богатыми и бедными увеличивается.

Со своими идеями замены капитализма социализмом Фурье, Сен-Симон, Оуэн и др. обращались к королям, миллионерам, банкирам и предпринимателям. Поэтому их окрестили социалистами-утопистами. Но их наивность и утопизм на фоне современных ученых — адвокатов капитализма блекнут.

В настоящее время перечень книг о вопиющих пороках капитализма составляет довольно внушительную библиографию. Среди авторов немало известных ученых и политиков. О пороках свидетельствуют даже названия книг. Патрик Джозеф Бьюкенен — «Смерть Запада», Дамбиса Мойо — «Как погиб Запад». На обложке книги указано, что она вошла в топ-10 самых мировых бестселлеров. У Дж. Сороса три книги — «Кризис мирового капитализма», «Мыльный пузырь американского превосходства», «Эпоха ошибок. Мир на пороге глобального кризиса». Все авторы критических работ предлагают какие-то косметические изменения и дополнения с целью «улучшения» и сохранения капитализма. Примером такого утопизма является книга Джозефа Стиглица «Великое разделение». На обложке книги сделан подзаголовок: «Неравенство в обществе, или Что делать оставшимся 99% населения?»

Один процент ограбил 99% населения и продолжает это делать. Кому нужна модель развития общества, которая служит одному проценту богачей? И тем не менее Дж. Стиглиц предлагает сохранить ее. На странице 122 крупным шрифтом на всю страницу набран такой вывод: «Не нужно выбирать что-то одно: капитализм или справедливость. Мы можем и должны получить и то и другое». Но автору этого мало. В эпилоге, так же на всю 450-ю стр., крупным шрифтом он подтверждает: «Главный вопрос, который стоит перед нами сегодня, касается не капитализма в XXI веке, а демократии в XXI веке». Неужели автор серьезно полагает, что после его критики капитализм станет справедливым и олигархи прекратят грабеж?

Темпы липовые, а прибыль убыточная

Даже известные либералы — Сорос, Сакс, Стиглиц и др. — ныне критикуют порочность липового ВВП. И тем не менее его рост для глав государств пока еще является главной заботой.

Кратко скажу о последствиях варварского расточительства, связанных с липовыми темпами экономического роста.

Недавно купил электробритву «Филипс». Она в 2,1 раза дороже прежней. Но в той прилагались запасные ножи, и она прослужила два срока. В новой ножи не прилагаются. Через пару лет ее придется выбросить и купить новую, наверняка еще более дорогую. Еще пример. Кто из вас не возмущался, что так часто приходится заменять электролампочки? А они как назло перегорают все быстрее и быстрее. Почему? Делается это специально, чтобы стимулировать спрос на лампочки. Советские лампочки в подъездах горели годами. Если упрочить перегорающий волосок, то срок службы лампочки можно увеличить минимум в три раза! Значит, производство электроламп можно сократить в три раза! Если прилагать к электробритвам запасные ножи, то их производство также можно сократить в три раза. А сколько утюгов, электрочайников, самоваров и других электротоваров из-за отсутствия электроспиралей попадают на свалку?!

А еще подумайте, какой и сколько бытовой техники вам приходится выбрасывать потому, что вышли из строя режущие или трущиеся мелкие детали. В любой машине есть активные рабочие детали и пассивный корпус. Замена активно работающих частей может минимум в два-три раза продлить срок ее службы. Тенденция выпуска техники без замены активных частей набирает обороты. К тому же сроки новой и новейшей техники, связанной с интернетом, неумолимо сокращаются. Горы свалок техники растут и растут. И еще присмотритесь, сколько ради обогащения нам навязывают ненужных и даже вредных вещей. «Кока-колу» наградили Антинобелевской премией «За порчу воды…».

Из этого следует вывод: мы можем удовлетворять наши потребности при сокращении материальных затрат и трудовых ресурсов в два-три раза. Прекрасно! Кто или что против?

Против неолиберальная капиталистическая модель экономики с ее фальшивым измерителем и извращенными показателями. При обсуждении макета учебника «Политэкономия» Г. Венжер предложил сделать прибыль главным оценочным показателем. На это Сталин сказал: «А не получится так, что предприятия за счет накруток цен будут иметь прибыли, а народное хозяйство в убытке. Нет, нам нужна рентабельность с позиции народного хозяйства в целом…»

Как это парадоксально ни звучит, но прибыль нынешних производителей для общества убыточная. Примерно половина используемых материальных и трудовых ресурсов ради этой прибыли пускаются на ветер. Но эта прибыль позволяет уводить из реальной экономики триллионы долларов для беспредельного обогащения все более узкого круга лиц. А спад производства прочно маскируется липовым ВВП.

Следовательно, при научной организации производства уже при нынешних материальных и трудовых ресурсах можно удвоить выпуск необходимых товаров и услуг. Но попытки сделать это при капитализме будут запредельным утопизмом. Сегодня главы государств оказались в ловушке. С одной стороны, им как воздух нужны темпы роста экономики, а с другой — необходимы средства для выборов, которые подбрасывают олигархи из убыточной прибыли. Выходит, что общность интересов глав государств и олигархов базируется на липовых темпах и убыточной прибыли.

В разные годы Организация Объединенных Наций приняла ряд резолюций о создании нового мирового экономического порядка. Главной целью формирования G-20 была подготовка новой мировой финансово-экономической системы. Но воз и ныне там. Есть ряд объективных и субъективных причин, по которым Запад не будет рубить сук, на котором он получает солидные дивиденды. А времени для спасения экономики остается все меньше и меньше. В этих условиях Евразийский экономический союз может и должен проявить инициативу создания новой мировой финансово-экономической системы в содружестве со странами ШОС и БРИКС.

Основой нового экономического порядка и международной интеграции, по моему убеждению, должно быть национальное государство. Частные корпорации не могут не бороться за повышение убыточной прибыли, а международные организации защищают интересы своих создателей, о чем свидетельствует мошенничество с резервными валютами и бюрократические махинации в правилах международной торговли. И только государство ради самосохранения вынуждено создавать условия для выживания населения.

Выводы

Обобщение комплекса причин, по которым экономика оказалась в краховом состоянии, на мой взгляд, позволяет сделать следующие выводы.

1. Необходимо реабилитировать политэкономию как науку и как учебную дисциплину. Это следует отразить в Госстандарте и в учебных программах изучения ее во всех высших и средних учебных заведениях. Основой для таких изменений можно использовать упомянутое выше научно-практическое пособие «Политэкономия. Краткий курс».

2. Перейти к измерению ВВП по объему товаров и услуг, созданных в реальной экономике. С учетом технического прогресса включить в классический ВВП такие услуги, как образование и здравоохранение.

3. Запретить на рынках оформление сделок, не отражающих реальное движение товаров и услуг.

4. Активизировать создание новой мировой финансовой системы с учетом ликвидации резервных валют и плавающего курса.

5. Шире использовать натуральные и трудовые показатели для регулирования экономической деятельности.

(Полный доклад на сайте www.valovoi.ru)

К сведению

НАУЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ —

тема заочной Международной конференции Вольного экономического общества (ВЭО) России, Академии труда и социальных отношений и еженедельника «Экономика и жизнь».

Оргкомитет:

Гриценко Н.Н. —
президент Академии труда и социальных отношений, сенатор ВЭО России, д.э.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Правительства РФ в области образования, председатель.

Якутин Ю.В. —
научный руководитель ЗАО «Издательский дом „Экономическая газета“», вице-президент ВЭО России, д.э.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, заместитель председателя.

Члены:

Гришина Т.В. —
директор Центра международных программ Академии труда и социальных отношений, профессор кафедры экономической теории, д.э.н.

Валовой Д.В. —
профессор Академии труда и социальных отношений, д.э.н., заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Правительства РФ в области образования.

Валовая М.Д. —
советник Генерального секретаря Союзного государства Россия — Белоруссия, д.э.н., профессор Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, лауреат премии Правительства РФ в области образования.

Иванов В.Т. —
профессор кафедры экономической теории Академии труда и социальных отношений, заместитель главного редактора Российского экономического журнала, к.э.н.

Пороховский А.А. —
заведующий кафедрой политэкономии экономического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, д.э.н., профессор.

Сорокин Д.Е. —
научный руководитель ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», вице-президент ВЭО России, председатель научно-практического совета ВЭО России, д.э.н., профессор, член-корреспондент РАН.

Князев С.Н. —
ректор Международного университета Республики Беларусь, д.ю.н., профессор.

Ландье Убер —
вице-президент Института социального аудита, г. Париж, профессор Высшей школы коммерции, д.э.н.

Маркович Данило —
профессор Белградского университета, д.соц.н.

Танака Юзо —
профессор Киотского университета, д.э.н.

Тонева Капка Петрова —
президент Академии социоэкономики, инжиниринга и экологии, г. Варна (Болгария).