Характеристика товара должна быть!

| статьи | печать

Организация (государственный заказчик) планирует осуществление закупки строительных работ в форме конкурса с ограниченным участием. Правомерно ли предусматривать в конкурсной документации требование об указании участниками в заявках конкретных показателей материалов, которые планируется использовать при выполнении строительных работ? Является ли основанием для отклонения заявки участника то обстоятельство, что содержащееся в ней описание товаров, которые планируется использовать при выполнении работ, не соответствует конкурсной документации?

Н. Сельдемиров, г. Чехов

Ответ. Само по себе установление в конкурсной документации требований о необходимости указания в заявке конкретных показателей материалов, используемых при выполнении работ, если такие требования не являются избыточными, не противоречит закону. Несоответствие заявки участника указанному требованию является основанием для ее отклонения. Объясним подробно.

Согласно ч. 3 ст. 56 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона № 44-ФЗ о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных указанной статьей. Поскольку каких-либо особенностей в этой части ст. 56 Закона № 44-ФЗ не устанавливает, в приведенной ситуации конкурсная документация должна иметь, в частности, описание объекта закупки и условий контракта, предусмотренные ст. 51 Закона № 44-ФЗ требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению (п. 1, 4 ч. 1 ст. 50 Закона № 44-ФЗ). Заявка на участие в конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе предложение участника конкурса в отношении объекта закупки (п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона № 44-ФЗ).

В приведенной ситуации объектом закупки являются строительные работы. Их состав, используемые для их выполнения материалы и прочие параметры определяются проектной документацией. Такая документация входит в состав конкурсной документации, а ее содержание, очевидно, должно учитываться заказчиком при формировании описания объекта закупки.

Предусмотренные Законом № 44-ФЗ обязательные требования к описанию объекта закупки сводятся к необходимости описания объекта закупки через его функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ). Как следует из ч. 2 ст. 33 Закона № 44-ФЗ, эти характеристики определяются показателями, позволяющими определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Документация о закупке может определять товары, подлежащие поставке, а товары, используемые при выполнении работ, определяет по умолчанию посредством указания товарных знаков, однако такое указание обязательно должно сопровождаться словами «или эквивалент». Иными словами, по нашему мнению, документация о закупке должна содержать общее, «родовое» описание приобретаемых и (или) используемых товаров (а также результатов работ), относящихся к одной группе, категории, конкретизация же наименования и характеристик таких товаров производится участником закупки в его заявке. Данные требования применимы и к закупкам, осуществляемым путем проведения конкурсов.

В свою очередь, заявка на участие в закупке должна содержать конкретные показатели, характеристики товара, предлагаемого к поставке. В частности, показатели, характеристики товара должны быть конкретными, позволяющими отличить один товар от другого, на что указывалось в Письме Минэкономразвития России от 12.04.2011 № Д22-577. Данные разъяснения давались в период действия Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ), однако мы полагаем, что они остаются актуальными, поскольку такие требования вытекают из норм Гражданского кодекса РФ, на котором основывался Закон № 94-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона) и на котором основывается Закон № 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона). Это необходимо, в частности, в силу того, что без согласования предмета контракта он может быть признан незаключенным в силу п. 1 ст. 432 ГК РФ.

Этот принцип наиболее ярко выражен в нормах, регулирующих проведение электронного аукциона. Согласно п. 1, 3 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе должна, помимо согласия участника закупки на поставку или применение при выполнении работ, оказании услуг товара, описанного в документации о закупке, либо, если участник предлагает к поставке, применению иной товар, – наименования такого товара, в любом случае содержать и конкретные показатели предлагаемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе. В случае несоответствия характеристик предлагаемого товара значениям, указанным в документации, заявка отклоняется (п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ). В этом контексте системный анализ норм Закона № 44-ФЗ, в первую очередь п. 2 ч. 2 ст. 51, ч. 3 ст. 53, п. 1 ч. 3 ст. 73, ч. 7 ст. 78, ч. 10 ст. 83, п. 2 ч. 2 ст. 88 и ч. 4 ст. 89 этого Закона, показывает, что те же правила должны применяться и при иных способах закупки.

Указание ч. 2 ст. 33 Закона № 44-ФЗ о том, что документация о закупке должна содержать максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, а также значения показателей, которые не могут изменяться, на наш взгляд, следует понимать так, что если значения каких-либо показателей должны быть указаны именно в виде твердого значения, то документация должна содержать соответствующие указания (п. 4 Письма Минэкономразвития России от 19.08.2014 № Д28И-1616, ответ на вопрос 1 в Письме Минэкономразвития России от 10.12.2014 № Д28и-2796). В случае если заявка содержит значения показателей, не соответствующие требованиям документации о закупке, – точные значения там, где документация требует указания диапазона значений, или, напротив, диапазон значений там, где документация требует указания точных значений, заявка может быть отклонена (тема 2 Обзора ФАС России за октябрь 2014 года). Если же документация о закупке не содержит указаний относительно того, какие показатели должны быть определены диапазоном значений, а какие – точными значениями, возможно возникновение споров относительно правомерности отклонения заявки, в которой указаны диапазон значений тех показателей, которые заказчик хотел видеть точными, или, напротив, заявки, в которой указаны точные значения там, где, по мнению заказчика, должен быть указан диапазон. В отсутствие в документации о закупке вышеназванных указаний отклонение заявки может быть признано неправомерным (Постановление Девятого ААС от 31.03.2015 № 09АП-6400/15). Причем само отсутствие таких указаний может рассматриваться как свидетельство утверждения документации о закупке, не соответствующей закону, что влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (темы 4 и 5 Обзора ФАС России за май 2015 год).

Вопрос о правомерности установления заказчиком требований об определении тех или иных показателей в заявке на участие в закупке точными показателями или диапазоном значений, как мы полагаем, не может иметь общего ответа, и в случае возникновения такого спора окончательно разрешить его может только суд исходя из конкретных обстоятельств дела. С одной стороны, определение тех или иных показателей каким-либо диапазоном или, напротив, точным значением может приводить к тому, что требованиям документации о закупке сможет соответствовать только один товар. Это, безусловно, противоречит общим принципам закупки. С другой стороны, показатели характеристик товара устанавливаются заказчиком исходя из его фактически сложившихся потребностей. Для определения правомерности требований к определению значений характеристик товара суд может опираться на результаты технической экспертизы, информацию от производителей товара и другие доказательства. Могут приниматься в расчет требования технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, принятых в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, которые должны применяться при описании объекта закупки в силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ (Постановление Тринадцатого ААС от 03.10.2014 № 13АП-17939/14), хотя, исходя из потребностей заказчика, требования к товару, содержащиеся в документации о закупке, могут быть и строже, чем требования стандартов (постановления АС УО от 14.04.2015 № Ф09-1427/15, Шестнадцатого ААС от 06.05.2015 № 16АП-756/15). Во всяком случае, как показывает правоприменительная практика, само по себе установление заказчиком требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в конкурсе конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, не свидетельствует о нарушении закона (решения ФАС России от 07.04.2017 № К-262/17, от 05.04. 2017 № К-252/17, Управления ФАС по Санкт-Петербургу от 14.01.2016 № 44-137/16, от 04.06.2014 № 44-802/14). Вместе с тем, исходя из конкретных обстоятельств, установленные в конкурсной документации требования к описанию материалов, используемых при выполнении работ, могут квалифицироваться как избыточные и, следовательно, не соответствующие п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона № 44-ФЗ. Речь идет, например, о требованиях к описанию таких показателей, как химический и компонентный состав, результат испытаний и т. п. Ответственность за установление таких избыточных требований предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (Решение ФАС России от 22.12.2016 № К-2055/16, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2017 № 15АП-18725/16, Решение Управления ФАС по Республике Крым и городу Севастополю от 14.04.2017 № 06/3351, решения ФАС России от 27.07. 2016 № К-1193/16, от 13.07.2016 № К-1124/16, от 19.05.2016 № К-784/16, от 01.04. 2016 № К-506/16).

В заключение напомним, что решение вопроса о квалификации предусмотренных документацией о закупке требований к содержанию заявки как правомерных либо избыточных определяется фактическими обстоятельствами и в случае возникновения спора может быть сделано лишь судом. За официальными разъяснениями по заданным вопросам заказчик может обратиться в ФАС России и в Минфин России (п. 1 и 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 728).