Бизнес-сообщество не доверяет журналистам, страховщикам и представителям государства

| статьи | печать

Аудитория деловых изданий не доверяет СМИ, страховым компаниям, представителям государства, банковским организациям и собственным коллегам. Таков топ-5 антирейтинга о доверии согласно результатам, полученным в ходе двухнедельного онлайн-опроса о доверии в обществе, запущенного страховой компанией «Согласие» совместно с ведущими российскими деловыми СМИ. На 6 ноября в опросе приняли участие более 238 000 человек.

Сильнее всего граждане не доверяют средствам массовой информации. Только 18% респондентов склонны оказывать СМИ доверие. При этом 40,9% ответивших согласились с мнением, что эту ситуацию невозможно изменить, а 37,4% высказали уверенность, что сделать СМИ более «честными» можно лишь с помощью введения жестких штрафов за ложную информацию.

Страховые компании оказались вторыми среди худших в антирейтинге. Им доверяют только 19% респондентов. А не доверяют, соответственно, 81% ответивших. В качестве решения проблемы 45,8% участников опроса считают нужным обеспечить прозрачность всех условий по страховому договору, 21,3% предполагают, что ситуацию изменить нельзя. 18,4% ответили, что необходимо усилить контроль над финансовым состоянием компаний, и лишь 14,6% решили, что укрепить доверие к страховщикам можно с помощью развития страховой культуры населения.

Представителям государства не доверяют 79% участников опроса. Из профильных министерств лучше всего дела с доверием населения оказались у Министерства обороны — ему доверяют 29,8% респондентов, притом что Минфину доверяют 2,3%, Минэкономразвития — 1,8, а Минздраву — 1,4% ответивших. Нажали кнопку «доверяю всем профильным министерствам» лишь 4,5% опрошенных. Не доверяют ни одному из ведомств 53% участников опроса. Большая часть респондентов (59,6%) считает, что улучшить ситуацию может подробный отчет чиновников о проделанной работе. В то же время 30,2% считают, что с недоверием в этой сфере ничего изменить нельзя.

На четвертом месте по доверию у россиян стоят банковские организации. Финансовому сектору не доверяют 71% участников опроса против 29% доверяющих. Для решения проблемы с недоверием 41% респондентов предложили обеспечить прозрачность всех условий по договору, 24,6% сказали, что в данной ситуации ничего не поделаешь, еще 17,6% уверены, что поможет национализация «их всех», и 16,8% посоветовали улучшить контроль за финансовым состоянием банков.

Ответы на вопрос о доверии к коллегам оказались лучше. Здесь мнения участников разделились почти поровну, однако большая часть респондентов (54% против 46%) коллегам все же не доверяет. Из ответивших 52% сказали, что изменить это состояние дел в лучшую сторону нельзя. Из оставшихся примерно равные доли участников считают, что можно повысить доверие в рабочем коллективе, если решать вопросы друг с другом, а не с начальством, если чаще заниматься совместными проектами и если укрепить внутриколлективную дисциплину.

Результаты онлайн-исследования говорят о сильном запросе на повышение уровня доверия в обществе: 81% ответивших согласились, что в атмосфере доверия легче прийти к согласию.

«Мы убеждены, что вопрос доверия в обществе — важнейший с точки зрения эффективности и успешности развития страны», — объяснила генеральный директор СК «Согласие» Майя Тихонова идею онлайн-исследования.

«Опрос, проведенный СК „Согласие“, был сфокусирован на изучении мнения деловой, образованной и экономически активной части нашего общества. Он показал серьезные проблемы в доверии не только к финансовым организациям, но и к СМИ, а также к государственным органам. Сложившийся кризис доверия — одна из серьезных проблем на пути развития российской экономики. Полученные данные показывают, что в нашей стране недоверие выражается не в критическом осмыслении происходящего, а в опасении людей быть обманутыми. Соответственно, разумная осторожность сменяется потребительским нигилизмом или эмоциональной спонтанностью действий», — прокомментировал результаты опроса кандидат социологических наук, директор по исследованиям НАФИ Тимур Аймалетдинов.