ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип

CFO: приоритеты деятельности

Исследование
| статьи | печать | 33

Сегодня финансовые директора играют жизненно важную роль в настройке и отслеживании стратегических приоритетов в компаниях. Но эта роль предполагает детальный анализ данных и информации с целью выявления ключевых инициатив и представление их заинтересованным лицам. Возможности для этого у CFO есть, но насколько результативно им удается заниматься такой работой?

Хорошие возможности для подготовки эффективных стратегических решений имеют те финансовые команды, которые используют для этого такие современные методы и инструменты, как:

  • сценарии с поправкой на риски;

  • сценарное моделирование и скользящее прогнозирование;

  • инструменты планирования, существенно сокращающие бюджетный цикл и улучшающие отчетность.

Они позволяют адаптироваться к изменениям рынка, находить и использовать новые рыночные возможности.

Финансовые дирекции также имеют уникальные возможности для определения ведущих показателей и их мониторинга, моделирования альтернативных сценариев и внедрения скользящих прогнозов для обеспечения долгосрочного успеха.

Но многие ли финансовые дирекции используют современные гибкие методы и инструменты планирования?

Оказывается, только 25% разрабатывают и используют сценарии на регулярной основе, хотя это и дает стратегические преимущества.

К таким выводам пришли эксперты в результате исследования1, проведенного на основании опроса CFO.

Финансовым директорам необходимо лучше работать с данными

В ходе исследования выяснилось, что роль финансистов в компании расширилась за счет новых обязанностей:

  • оценки возможностей слияния и поглощения и

  • более широкой роли в определении стратегических инициатив.

Кроме того, финансовым директорам часто поручают создать финансовую команду с навыками проведения эффективного анализа данных и отчетности с целью поддержки и обоснования инициатив топ-менеджмента. В такие команды включают тех, кто хорошо разбирается в технологиях и может коммуницировать и передавать полученную информацию, выявленную в процессе аналитики.

Для быстрой подготовки эффективных и обоснованных решений необходим богатый набор надежных и точных данных, которые часто выходят за рамки финансовых показателей и включают оперативные и транзакционные данные, позволяющие оценить положение компании с различных точек зрения (360-градусный обзор организации). Однако справляются с этим пока немногие. Исследование показало, что 93% опрошенных считают, что компании должны делать значительно больше, чем сейчас, для использования финансовых и оперативных данных при принятии стратегических решений.

Скорее всего, поэтому наиболее важными инициативами и приоритетами по управлению эффективностью финансисты считают:

  • отчетность и анализ для подготовки и принятия решений;

  • оперативное бюджетирование и прогнозирование;

  • сдерживание затрат, расходов и их эффективность;

  • долгосрочное финансовое планирование.

Однако для достижения эффективного планирования и анализа они по-прежнему преодолевают препятствия и главными проблемами называют:

  • нехватку, ограничения в ресурсах (60%);

  • устаревшие процессы и недостаточность инструментов (почти 50%).

Во многих случаях эти проблемы переплетаются. Ограничения в ресурсах часто возникают, когда при устаревших процессах и недостаточных инструментах приходится вручную агрегировать данные. Тогда и появляются сложности в составлении отчетности и вопросы качества данных.

Основные направления по планированию и анализу, которые необходимо улучшить, и ограничения, препятствующие эффективному планированию и анализу, выявленные в ходе исследования, приведены в табл. 1.

Эффективное финансовое планирование и анализ: сферы улучшения и препятствия (таблица 1)

Направления по планированию и анализу, которые необходимо улучшить

Ограничения, препятствующие эффективному финансовому планированию и анализу

Отчетность и анализ для подготовки и принятия решений

Недостаточно ресурсов

Бюджетирование и прогнозирование

Устаревшие и отработанные процессы

Сдерживание, ограничение роста затрат

Недостаточные инструменты и повышение эффективности

Долгосрочное финансовое планирование

Недостаточный набор навыков персонала

От отчетности к подготовке информации для принятия решений

Ни одна отрасль не застрахована от изменений. Компании, которые в состоянии своевременно корректировать меняющиеся обстоятельства, могут выходить за рамки простого выживания, чтобы фактически процветать во время переходного периода.

В этой связи эксперты считают, что финансовым директорам еще предстоит добиваться прогресса в том, чтобы выступать в качестве инициаторов (агентов) по преобразованиям в своих компаниях.

Переход финансового отдела от выполнения функции бэк-офиса к аналитической работе по подготовке информации для корпоративной стратегии — нелегкая задача и требует от финансистов:

  • согласованных усилий, времени;

  • оптимального сочетания способностей и инструментов.

Поэтому не случайно оперативную и управленческую отчетность респонденты назвали в качестве двух своих критических приоритетов, что говорит о важности использования данных для подготовки стратегических и оперативных решений и управления корпоративной стратегией как одного из основных направлений деятельности современных финансовых команд.

Финансовые команды должны уметь и иметь возможность быстро и точно использовать сложные данные, переводить их в осмысленные идеи и убедительно выстраивать аргументацию при представлении и обосновании их руководству. И зачастую основным препятствием при этом являются используемые технологии.

Неэффективную отчетность финансовые директора часто связывают с использованием устаревших решений или чрезмерной зависимостью от автономных электронных таблиц. В одном из исследований по управлению бизнес-процессами2 в качестве самого большого преимущества решений по управлению эффективностью были названы лучшая отчетность и анализ.

Наиболее важные сферы в отчетности и общие барьеры, препятствующие улучшению отчетности по данным исследования, приведены в табл. 2. При этом в каждой организации возникают свои уникальные вопросы и проблемы.

Важные сферы в управленческой отчетности и барьеры для создания эффективной отчетности (таблица 2)

Наиболее важные сферы в отчетности

%

Используемые технологии препятствуют созданию эффективной отчетности

%

Менеджмент

75

Детализация данных, проникновение в данные нижнего уровня, чтобы понять детали, скрытые в отчетах

55

Оперативный бизнес

67

Интеграция данных из нескольких источников в единый отчет

65

Бенчмаркинг данных отрасли, в которой работает компания

49

Визуализация данных/улучшенные панели мониторинга

56

Моделирование сценариев и точная отчетность повысят ценность подразделения

Еще одной проблемой для финансистов является трудоемкий и ресурсоемкий процесс бюджетирования. Более 75% респондентов отметили, что цикл составления бюджета длится в их компаниях более трех месяцев, так что к моменту утверждения бюджета окончательные данные оказываются неточными, а иногда устаревшими.

При сокращении цикла бюджетирования компании могут реализовать несколько ключевых преимуществ, считают эксперты: окончательный бюджет будет составлен на основе данных, которые все еще будут точны, что позволит финансовой команде тратить меньше времени на сбор данных и ресурсов и больше внимания уделять анализу добавленной стоимости.

Кроме того, к лучшему или худшему, использование электронных таблиц в бизнесе пока сохраняется, отмечают эксперты.

Фактически 87% респондентов продолжают работать с электронными таблицами в дополнение к основной системе планирования по следующим причинам:

  • 78% — для дополнительного моделирования и анализа;

  • 50% — для привлечения дополнительных источников данных;

  • 44% — в качестве альтернативного механизма ввода данных;

  • 43% — для графиков/диаграмм;

  • 43% — для форматированной отчетности;

  • 40% — для использования существующих моделей, встроенных в электронные таблицы.

В этой связи эксперты делают вывод: чтобы быть эффективными, разработчики сервисов должны включать электронные таблицы, предоставляя финансистам знакомый интерфейс для сложных процессов анализа и моделирования.

В заключение эксперты отмечают, что возможности для СFO и их команд быть доверенным консультантом для бизнеса связаны с использованием современных инструментов и процессов, позволяющих эффективно получать доступ к данным, анализировать их и своевременно предоставлять информацию. При этом моделирование сценариев и скользящие прогнозы в сочетании с усилением акцента на анализе данных и предоставлении точной отчетности, отражающей реальное положение дел в компании, повысит ценность финансового подразделения.

1 2017 CFO Outlook: Performance Management Trends and Priorities, Kaufman Hall.

2 BPM Pulse Survey 2016.


День
Неделя
Месяц