НДС при раздаче рекламных сувениров

| статьи | печать

Если компания при раздаче рекламных сувениров, стоимость приобретения которых составила больше 100 руб. за единицу, не начислит НДС, претензий со стороны проверяющих вряд ли получится избежать. Это подтверждает недавно появившееся постановление АС Западно-Сибирского округа от 27.09.2017 № Ф04-3736/2017.

Суть проблемы

По общему правилу для целей налогообложения по НДС безвозмездная передача товаров признается реализацией, а следовательно, и объектом обложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Понятно, что в ходе рекламных мероприятий компания раздает рекламную продукцию бесплатно. Получается, что, исходя из дословного прочтения подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, она должна на стоимость сувениров начислить НДС? Да, но не всегда. Если стоимость приобретенных для рекламных мероприятий товаров составила не более 100 руб. за единицу, то согласно подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ операция по передаче этих товаров потенциальным покупателям не облагается НДС. Соответственно, если стоимость рекламной продукции была выше, то налог нужно начислить.

Однако, как показывает практика, некоторые компании так не считают. По их мнению, приобретенную для рекламного мероприятия сувенирную продукцию нельзя рассматривать как товар. Ведь организация покупает ее не для перепродажи. А если это не товар, то объекта обложения НДС нет в принципе. Что касается указанного лимита в 100 руб., то он имеет значение только в случае рекламной раздачи товаров.

Именно такой позиции придерживалась компания в рассматриваемом судебном решении. Она в рамках рекламных мероприятий бесплатно раздавала сувениры со своим логотипом (ежедневники, календари, поздравительные открытки, наушники, жесткие диски, мячики, пледы, рюкзаки и т.д.) и не начисляла НДС. При этом стоимость сувениров превышала 100 руб. за штуку.

Обнаружив этот факт, налоговики, естественно, доначислили НДС. Ведь в данном случае нарушены положения подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Организация с таким решением не согласилась и попыталась отстоять свою точку зрения в суде.

В чем корень зла?

Сразу скажем, что компании не удалось выиграть судебное разбирательство. Но прежде чем рассмотреть решение арбитров, расскажем, почему компания пришла к выводу о том, что ее рекламная продукция не является товаром.

Причина — постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33. В пункте 12 этого документа высшие арбитры как раз и разбирались с вопросом обложения НДС стоимости распространяемой рекламной продукции. Пленум ВАС РФ сформулировал следующую правовую позицию: не может рассматриваться в качестве операции, формирующей самостоятельный объект налогообложения, распространение рекламных материалов, являющееся частью деятельности налогоплательщика по продвижению на рынке производимых и (или) реализуемых им товаров (работ, услуг) в целях увеличения объема продаж, если эти рекламные материалы не отвечают признакам товара, то есть имущества, предназначенного для реализации в собственном качестве.

К сожалению, высшие арбитры не пояснили, что следует понимать под реализацией имущества в собственном качестве. Для кого раздаваемые в ходе рекламных мероприятий материальные ценности должны быть товаром — для компании или для получателя сувенирной продукции?

Товар для получателя

В комментируемом постановлении арбитры решили, что раздаваемые сувениры обладают собственной потребительской ценностью для получателя. Ведь именно они могут пользоваться рекламными презентами по прямому назначению. Свой вывод суд обосновал положениями п. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». Из этой нормы следует, что средством распространения рекламы может быть и товар. При этом под товаром понимается продукт деятельности, предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В рассматриваемой ситуации рекламная информация доводилась до сведения потенциальных потребителей путем передачи им сувенирной продукции. Данные сувениры граждане могут использовать для удовлетворения своих личных потребностей. Кроме того, полученные сувениры имеют рыночную стоимость, и их можно перепродать или обменять. Следовательно, раздаваемая компанией сувенирная продукция отвечает признакам товара, поскольку является имуществом, которое может быть реализовано в собственном качестве. А раз сувениры — это товар, то для целей налогообложения необходимо руководствоваться подп. 1 п. 1 ст. 146 и подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Отметим, что аналогичной точки зрения придерживается и Минфин России (письмо от 23.10.2014 № 03-07-11/53626).

Товар для компании

В судебной практике существует и противоположное мнение. Пример — постановление АС Московского округа от 29.03.2017 № Ф05-3154/2017. В этом деле был рассмотрен абсолютно аналогичный спор. Однако арбитры, руководствуясь теми же нормами законодательства и разъяснениями Пленума ВАС РФ, пришли к противоположному выводу.

Суд указал, что спорная продукция (календари, блокноты, открытки) предназначена не для реализации покупателям, а для раздачи в качестве подарков с целью рекламы. Сама компания является предприятием химической промышленности и реализацией полиграфической продукции не занимается. В связи с этим рекламные сувениры не могут рассматриваться как товары, соответственно их бесплатная раздача НДС не облагается.