Центробанк заверяет, что реформы хорошо скажутся на экономике после 2020 г.

| статьи | печать

Центральный банк опубликовал доклад «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2018 год и период до 2020 года». В это время особых радостей банкиры не обещают. Но выражают уверенность в том, что политика ЦБ единственно верная и, может быть, после 2020 г. страна начнет пожинать ее плоды.

Важное место в докладе занимает сценарий макроэкономического развития России.

По мнению авторов доклада, в прогнозный период структура российской экономики значительно не изменится, что будет ограничивать ее рост. А эффект от новой структурной политики, если таковая будет, проявится постепенно и значимый вклад в рост ВВП внесет в основном за пределами прогнозного периода.

А вот макроэкономическая политика, направленная на сохранение финансовой и ценовой стабильности и снижающая неопределенность, по-прежнему будет играть важную роль в создании необходимых условий экономического развития.

К структурным ограничениям российской экономики ЦБ относит ее низкую диверсификацию, преобладание добычи и переработки сырья и высокую долю продукции этих секторов в экспорте, следствием чего по-прежнему будет существенное влияние конъюнктуры мировых сырьевых рынков на динамику выпуска, доходов, потребления и цен в России.

Рост российской экономики ограничивает, с одной стороны, невозможность существенного расширения добычи и экспорта полезных ископаемых: спрос на них если и растет, то умеренно, а что касается нефти, то ее предложение на мировом рынке и вовсе избыточно; кроме того, мощность транспортной инфраструктуры загружена почти полностью. (Из-за последнего обстоятельства, а также роста импорта вклад международной торговли в экономический рост с 2017 г. станет отрицательным после положительных значений в 2012—2016 гг.) С другой стороны, мешают внутренние факторы: сложная демографическая ситуация и, следовательно, слабый рост (если вообще рост) экономически активного населения, низкое качество управления на всех уровнях и государственного, и частного секторов, недостаточная развитость транспортной и логистической инфраструктуры, высокая монополизация, крайне скромные инвестиции в технологии и основные фонды, которые сильно износились. Банк России считает, что все эти обстоятельства не позволят России расти в прогнозный период быстрее, чем 1,5—2% в год.

Мало и этого. Указанные структурные характеристики российской экономики снижают гибкость реакции производства на увеличение спроса, что дополнительно сказывается на ценах, а значит, расширение внутреннего спроса без того, чтобы увеличилось инфляционное давление и проявились дисбалансы в финансовой сфере, ограничено. Потребление и инвестиции могут расти лишь немного быстрее ВВП, констатирует ЦБ.

Рост инвестиций останется умеренным как из-за дефицита новых конкурентоспособных проектов, так и из-за накопившихся и никак не решенных институциональных проблем, увеличивающих стоимость инвестиционных проектов. Высокая зависимость экономики России от экспорта сырья позволяет ЦБ предложить два сценария развития (см. таблицу).

В базовый закладывается постепенное снижение цены на нефть марки Urals до 40 долл. за баррель к середине 2018 г. и сохранение ее вблизи этого уровня на всем прогнозном горизонте. В альтернативном сценарии рассматривается постепенное увеличение цен на нефть до 60 долл. за баррель в среднем за 2020 г.

По базовому сценарию, рост экономики замедлится. Замедлится и рост доходов, из-за чего может измениться настроение компаний и домашних хозяйств, ухудшится динамика инвестиций и потребления. Но существенного ухудшения экономической ситуации не произойдет: российская экономика уже пережила период адаптации к низким ценам на нефть, которые, например, в 2016 г. составили 42 долл. за баррель. В 2019—2020 гг. рост ВВП составит 1,5—2%, чем и ограничен потенциал роста — в связи с действием структурных факторов.

В альтернативном сценарии постепенное увеличение среднегодовой цены на нефть до 60 долл. за баррель в 2020 г. окажет некоторую поддержку доходам от внешнеэкономической деятельности и настроениям домашних хозяйств и бизнеса. Поэтому рост заработной платы, инвестиций и потребления в данном сценарии предполагаются несколько выше, чем в базовом. Но структурные ограничения не позволят ВВП, как и в базовом сценарии, расти быстрей, чем 1,5—2% в год. В этих условиях часть прироста внутреннего спроса будет обеспечиваться за счет более активных закупок импорта.

Как в базовом, так и в альтернативном сценарии ЦБ будет постепенно снижать ключевую ставку, но обеспечит закрепление годовой инфляции вблизи 4%. С одной стороны, смягчение денежно-кредитных условий будет поддерживать экономическую активность, а с другой, оно будет происходить таким образом, чтобы динамика внутреннего спроса не формировала инфляционных рисков, соответствуя возможностям расширения производства товаров и услуг. В альтернативном сценарии при относительно более крепком рубле, чем в базовом сценарии, снижение ключевой ставки может происходить несколько быстрее.

Основные параметры прогнозных сценариев Банка России (прирост в % к предыдущему году, если не указано иное) 

2016 (факт)

2017

2018

2019

2020

Базовый сценарий

Альтернативный сценарий

Базовый сценарий

Альтернативный сценарий

Базовый сценарий

Альтернативный сценарий

Цена на нефть марки Urals, средняя за год, долл. за баррель

42

50

44

56

42

59

42

60

Инфляция, % декабрь к декабрю предыдущего года

5,4

3,5—3,8

4,0

4,0

4,0

4,0

4,0

4,0

Инфляция, в среднем за год, в % к предыдущему году

6,5

4,0

4,0

4,0

4,0

4,0

4,0

4,0

Валовой внутренний продукт

–0,2

1,7—2,2

1,0—1,5

1,5—2,0

1,5—2,0

1,5—2,0

1,5—2,0

1,5—2,0

Расходы на конечное потребление

–3,5

2,5—3,0

1,0—1,5

2,0—2,5

1,5—2,0

2,5—3,0

2,5—3,0

2,5—3,0

в том числе домашних хозяйств

–4,5

3,0—3,5

1,5—2,0

3,0—3,5

2,0—2,5

3,0—3,5

3,0—3,5

3,0—3,5

Валовое накопление

1,5

6,0—7,0

1,0—2,0

4,5—5,5

2,0—3,0

2,5—3,5

1,5—2,5

2,5—3,5

в том числе основного капитала

–1,8

4,0—4,5

1,0—1,5

3,0—3,5

1,0—1,5

2,5—3,0

2,3—2,8

2,5—3,0

Экспорт

3,1

3,5—4,0

1,5—2,0

1,5—2,0

1,5—2,0

1,5—2,0

1,5—2,0

1,5—2,0

Импорт

–3,8

13,0—13,5

2,0—2,5

7,5—8,0

3,0—3,5

5,5—6,0

4,0—4,5

5,5—6,0

Денежная масса в национальном определении

9,2

8—11

9—12

10—13

9—12

9—12

8—11

8—11

Кредит нефинансовым организациям и населению в рублях и иновалюте

–0,6

3—5

5—7

7—10

7—10

8—11

7—10

8—11

Источник: Банк России