1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 43

Спасение сел от пожаров — дело рук самих сельчан

Вал писем в адрес «Муниципального форума» после статьи о минувшем пожароопасном периоде («ЭЖ», № 36) был сродни душевному порыву людей, открывающих двери погорельцам и дающих им одежду, домашнюю утварь, другие нужные вещи.

В большинстве сообщений в «ЭЖ» — новые факты об «огнях-пожарищах», о бескорыстной помощи пострадавшим, ирония о размере первичного денежного вспоможения погорельцам (в Ростове-на-Дону, например, выдавали по 20 000 руб. из городского бюджета и 30 000 руб. — из областного). И… совет побудить МЧС отчитаться, «в какую копеечку» обходится тушение пожаров каждые весну и лето. Совет исполнить не можем, поскольку граждане сами «имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления» (ст. 33 Конституции РФ). Можем только сообщить, что в Волгоградской области, где сгорело больше 200 домов, с огнем боролись пожарные из Калмыкии, Северной Осетии — Алании и Чеченской Республики, Краснодарского и Ставропольского краев, Астраханской и Ростовской областей. Всего было задействовано свыше 5000 человек и около 3000 единиц техники, в том числе самолеты-амфибии БЕ-200, грузовые самолеты Ил-76 и вертолеты Ми-8. А группировки МЧС перебрасывались нынче и в Сибирь, и на Дальний Восток.

Письма в редакцию — новые свидетельства о беспомощности местных и региональных властей перед огнем. Острословы приводят лозунг «Дело помощи утопающим — дело рук самих утопающих» из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» (1928 г.). Парафраз этого лозунга из читательского отзыва стал сегодняшним заголовком. Напомним лишь, что и лозунг рожден был на основе изречения автора «Капитала» Карла Маркса о том, что «освобождение рабочих должно быть делом самих рабочих» — мол, решайте, граждане, свои проблемы сами или вместе с товарищами по несчастью.

Серьезные аналитики государственного и муниципального управления отмечают, что вопрос о пожарной безопасности в городах и селах «действительно важный, требующий определенного системного подхода». Они считают, что органы местного самоуправления стали невольными заложниками несовершенства законов.

В подтверждение их выводов приводим фрагмент Закона о пожарной безопасности (от 21.12.94 № 69-ФЗ)(см. к сведению). Повтор слово в слово целых строк — не галлюцинация, а действительность правового поля. Также не обман зрения следующий из прочитанного постулат о том, что поселения, городские округа, внутригородские районы могут быть в границах и сельских населенных пунктов, и городских населенных пунктов. Кто-нибудь способен назвать хотя бы один городской округ в границах сельского населенного пункта? Как не вспомнить горький юмор Ильи Ильфа и Евгения Петрова.

А проза жизни задает вопрос: какие первичные меры пожарной безопасности обязаны обеспечивать органы местного самоуправления согласно Закону о местном самоуправлении (от 06.10.2003 № 131-ФЗ)?

Ответ все в том же правовом поле, а именно в законе «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (от 22.07.2008 № 123-ФЗ).

Итак, первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

  • реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

  • разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности (в том числе в планах и программах развития территории);

  • разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

  • разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

  • установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

  • обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

  • обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

  • организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

  • социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Во исполнение своих полномочий и перечисленных выше предписаний органы местного самоуправления принимают соответствующие муниципальные нормативно-правовые акты. Приводим несколько примеров таких документов:

  • постановление городской администрации Ачинска Красноярского края «Об определении форм участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории города Ачинска» (от 01.06.2015 № 199-п);

  • постановление администрации Даусузского сельского поселения Карачаево-Черкесской Республики «Об утверждении муниципальной целевой программы „Пожарная безопасность на территории Даусузского сельского поселения на 2015—2017 годы“» (от 22.04.2015 № 9);

  • постановление администрации Вилючинска Камчатского края «Об организации обучения и подготовки населения Вилючинского городского округа в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» (от 14.04.2015 № 460);

  • постановление администрации муниципального образования «Город Саяногорск» (Республика Хакасия) «О системе обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования город Саяногорск» (от 01.04.2015 № 300);

  • постановление главы администрации Вейделевского района Белгородской области «О системе пожарной охраны на территории Вейделевского района» (от 31.07.2009 № 663).

Естественно, вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах тоже устанавливаются муниципальными нормативно-правовыми актами. И, конечно, в меру реальных бюджетных возможностей. То есть декларативно. Также декларацией по большей части является такая территориальная единица пожарной охраны, как местный пожарно-спасательный гарнизон.

К сведению

Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности

К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

  • создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

  • создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

  • оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

  • организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

  • принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

  • включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

  • оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

  • установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:

  • создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

  • включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

  • оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

  • установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в соответствии с законами указанных субъектов Российской Федерации осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения.

Статья 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.94 № 69-ФЗ