Минэкономразвития написало предвыборную программу повышения производительности труда в России

| статьи | печать

Работа над новой программой шла как минимум с весны, когда, видимо, стало ясно, что не исполнено поручение президента Владимира Путина от 2012 г. увеличить производительность труда в 1,5 раза до 2018 г. И что, несмотря на все усилия властей, зарплаты жителей страны растут более высокими темпами, чем производительность.

Еще в июне СМИ сообщали, что Минэкономразвития разработало проект программы повышения производительности труда. Тогда прозвучал и главный пункт документа — сколько нужно на реализацию программы — 29 млрд руб. В среду, 30 августа, газета «Ведомости» сообщила о завершении труда ведомства Максима Орешкина. Теперь упоминается о незначительном росте цены программы — до 30 млрд.

В информациях о проекте программы сообщалось, что она ставит задачу поддержать работников, которые лишатся своих мест. Говорилось, что большая часть запрашиваемой суммы пойдет на решение проблемы безработицы. В 2017 г. в программе будут участвовать пять регионов, в 2018 и 2019 гг. — по 10, новые области будут прибавляться и дальше. В каждом субъекте Федерации будут отобраны компании, которым наймут консультантов по повышению производительности труда за счет бюджета. Консультанты проанализируют эффективность предприятия и предложат кратко-, средне- и долгосрочные меры. Критерии выбора компаний — выручка до 30 млрд руб. и большой потенциал к повышению эффективности. Эффект от эксперимента должны почувствовать не только избранные компании, но и остальные.

Теперь уточняется, что новая программа будет включать два блока. Первый — это улучшение условий для всего бизнеса. Для этого предлагается создать федеральный центр компетенций и сеть таких же центров в регионах, а также снизить административные барьеры для бизнеса. Второй блок — это пилотные проекты выбранных государством компаний, под которые им будут выделяться деньги. Речь, в частности, идет об инвестиционных кредитах под льготную процентную ставку и оплате услуг различных консультантов. Модернизацию предлагается поддержать также льготным лизингом и займами под 1% через Фонд развития промышленности (ФРП).

Как пишут «Ведомости», с планом М. Орешкина В. Путин, как ожидается, пойдет на выборы 2018 г.

Сейчас большинство экспертов скептически оценивают обещания М. Орешкина взвинтить рост ВВП до 2%. Вот программа и должна, видимо, доказать реалистичность прогнозов министра. Предложения Минэкономразвития — часть плана по ускорению роста ВВП. По базовому прогнозу министерства, рост производительности ускорится с 1,6% в 2018 г. до 1,9% в 2020 г. В целевом варианте, предусматривающем стимулы, ожидается более быстрый рост: на 2,9% в 2020 г. Повышение производительности при оптимистичном сценарии добавит от 0,15 п.п. в рост ВВП в 2018 г. до одного процентного пункта в 2021 г.

Газета «Ведомости» уточняет параметры окончательной программы, рассчитанной на четыре года. Необходимые для программы законы должны быть приняты к 15 марта 2018 г. Все меры делятся на два блока. Первый — улучшение условий для бизнеса: создание федерального центра компетенций, снижение административных барьеров, стимулирование производительности. Второй блок — для пилотных проектов, в которых участвуют отобранные компании, им государство поможет средствами, оплатив консультантов.

Аналитики отмечают, что износ основных фондов в России — оборудования, инфраструктуры, производственных мощностей — превысил 50% и без решения этой проблемы увеличить производительность труда практически нереально. По подсчетам главы Счетной палаты Татьяны Голиковой, которые она приводила прошлой осенью, чтобы только остановить стремительное ветшание инфраструктуры, нужны инвестиции в 4 трлн руб. в год. А по данным ЦСР, 25% всего используемого в промышленности оборудования было введено в строй больше 17 лет назад, седьмая часть устарела безвозвратно и непригодна для производства конкурентоспособной продукции.

К сведению

В 2012 г. президент Владимир Путин поручил правительству увеличить производительность труда в 1,5 раза за семь лет. На деле рост показателя к 2014 г. замедлился с 3,5 до 0,7%, а в 2015 г. он начал падать на 2,2%.