Тридцать три миллиона россиян вовлечены в «теневой» рынок труда

| статьи | печать
Тридцать три миллиона россиян вовлечены в «теневой» рынок труда

Экономическая нестабильность последних трех-четырех лет привела к падению доходов большинства населения. Нехватка денег и недостаточность предложений официального трудоустройства с достойной зарплатой вынуждают многих людей к поиску заработка в обход государства. В результате доля работающих россиян, вовлеченных в некриминальный «теневой» рынок труда, выросла до 44,8%.

В разгар экономического кризиса (2015—2016 гг.) снижение экономической активности граждан в официальной экономике сопровождалось небольшим сокращением рынка некриминальных «теневых» услуг или работ. Но уже начиная со второй половины прошлого года опросы, проводимые Институтом общественных наук (ИОН) РАНХиГС, отмечают оживление «теневого» сектора.

Следует отметить, что опросы ИОН охватывают работников, которые в течение последнего года имели постоянную или временную неофициальную работу, а также разовые (эпизодические) необлагаемые доходы хотя бы несколько раз в год.

Основной вклад в рост «теневой» занятости внесло расширение неоформленной вторичной (дополнительной) занятости граждан. За последний год число работников, имеющих неофициальную дополнительную работу (доходное занятие), возросло с 30,4% в 2016 г. до 35,5% в нынешнем году.

Доля людей, занятых неофициально на основной работе, также увеличилась — с 11,7% в прошлом году до 13,6% — в текущем. Наконец, выросла доля людей, получающих постоянно заработную плату «в конверте» при наличии официального оформления (с 12,3 до 12,5%).

«Пока, судя по данным опроса, органам государственного управления не удается стимулировать работающих граждан выйти из „тени“, — подчеркивает директор Центра социально-политического мониторинга ИОН Андрей Покида. — Предлагаемые меры, в частности принятие закона о самозанятых или расширение безналичной формы расчета, не принесли должного эффекта. Во-первых, закон о самозанятости охватывает небольшую аудиторию самозанятых, во-вторых, граждане не стремятся к постановке на учет, так как не уверены в том, какие дальнейшие действия ожидать от государственных органов управления».

Еще один интересный факт, который зафиксировали результаты исследования ИОН: в последний год снижается доля граждан, выбирающих работу исключительно с официальным оформлением, в случае если бы они занимались поиском работы в настоящее время, с 67,7% в 2016 г. до 52,4% — в нынешнем. И соответственно, растет доля работников, для которых статус занятости не имеет значения (с 26,7% в прошлом году до 36,8% в 2017 г.). Главное для таких работников — «чтобы платили деньги».

«Подобная ситуация в очередной раз подтверждает значимость материального фактора при выборе места работы, — комментирует ситуацию А. Покида.

— Другие обстоятельства, непосредственно влияющие на привлечение граждан работать в официальной экономике, например, страх наказания при неуплате налогов или же предоставляемые государством гарантии занятости, социального и пенсионного обеспечения, для них вторичны».

Между тем существенного повышения доходов населения в ближайшее время ждать не приходится, считают многие эксперты. Так, по оценке главного аналитика Сбербанка Михаила Матовникова, данной на днях на межрегиональном инвестиционном форуме «Время возможностей», пока нет оснований полагать, что реальные доходы населения будут сильно расти. Тот бум реальных доходов населения, который был в докризисный период, был профинансирован за счет высоких цен на нефть, резкого роста расходов бюджета на повышение социальных отчислений, зарплат бюджетникам и т. д.

А значит, и теневой рынок труда по-прежнему останется для россиян своеобразной «отдушиной», источником дополнительных доходов, без которых трудно, а иногда просто невозможно прокормить свою семью.