1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Розница отталкивается от дна кризиса

Вслед за другими отраслями, судя по данным Росстата, признаки оживления начинает подавать и розничная торговля.

Звучащие с высоких этажей в последние дни слова, что розничная торговля с апреля начала отталкиваться от дна своего кризиса, официальная статистика осторожно подтверждает. Хотя в январе — апреле текущего года оборот розницы, составивший 9064,7 млрд руб., в сопоставимых ценах уступил результату четырех месяцев 2016 г. 1,4%, в апреле зафиксирована остановка его снижения в годовом выражении.

Конечно, правомерно возражение, что отсутствие сокращения еще не рост. Но тут важна и тенденция, а годовая динамика предыдущих месяцев скорее говорит о движении розничного оборота к выходу в зону положительных значений.

И к предыдущему месяцу апрель этого года обнадежил. Хотя оборот и снизился относительно марта на 1,3%, не нужно забывать, что первый месяц весны — это, прежде всего, 8 Марта со всем вытекающим из него ростом расходов мужского населения на подарки и поздравления прекрасной второй половины. Потому статистика всегда фиксирует в марте всплеск роста в рознице и снижение в апреле. А вот со сглаженной сезонностью нынешний апрель статистически для нее оказался даже чуть успешнее марта.

И кстати, чтобы полнее ощутить значение апрельского нулевого падения (роста), стоит поискать месяц, когда в последний раз годовое сопоставление не было отрицательным. Так вот, месяц этот — декабрь 2014 г., а аккурат с января 2015-го посыпались сплошные минусы, и потчевала нас ими статистика 27 месяцев подряд.

Есть и другие косвенные признаки того, что ситуация в розничной торговле идет на поправку. Замечено, что в кризисы в структуре ее оборота доля продуктов питания увеличивается, а непродовольственных товаров — сокращается. В апреле этого года названное соотношение составило 48,5 против 51,5%, а в апреле 2016 г. — 48,9 и 51,1% соответственно. То есть позитивные подвижки в посткризисную сторону есть. Правда, до соотношений благополучных периодов двигаться еще немало — например, в апреле 2012 г. продовольствие в структуре оборота розницы занимало 46,6%, а непродовольственные товары — 53,4%.

Показательны и данные изменения продаж непродовольственных товаров в I квартале. Даже беглое сравнение с аналогичными показателями января — марта 2016 г. улавливает, насколько повеселела статистика в этой части. Для наглядности мы кое-что отобрали из соответствующих таблиц за первые кварталы 2017 и 2016 г. — сравнивайте. И непременно при этом обратите внимание, что данные приводятся в сопоставимых ценах.

Что огорчает. Нет такого явного «веселья» в части изменения продаж продуктов питания и непродовольственных товаров повседневного, массового спроса. К сожалению, из-за нехватки места придется ограничиться лишь несколькими словесными примерами:

  • мясо и мясные продукты — в I квартале 2017 г. относительно января — марта 2016 г. продажи не изменились. Из них мясо животных — –0,9%, мясо птицы — –3,2%;

  • рыба, ракообразные и моллюски — –3,3% соответственно;

  • животные масла и жиры — –10,5%;

  • растительные масла — –0,4%;

  • молочные продукты — –3,7%;

  • свежий картофель — +1,1%;

  • свежие овощи — +12,2%;

  • свежие фрукты — +5,1%;

  • мужская, женская и детская одежда — –1,6%;

  • нательное белье — –2,4%;

  • обувь — –4,3%.

О чем все это говорит? О том, что робкое оживление в розничной торговле держится, прежде всего, на невеликой прослойке среднего класса, почуявшего теплый ветерок в экономике и осмелившегося начать тратить свои сбережения и свежие поступления. Массовый потребитель пока на это посматривает со стороны в ожидании роста ужавшихся за время кризиса реальных доходов.

В этом плане апрель не порадовал — по оценке Росстата, реальные располагаемые денежные доходы относительно апреля 2016 г. упали на 7,6% (с начала года — на 2,2%). Правда, к предыдущему марту они подросли, опять же оценочно, на 2%, и, может быть, это улыбнется рознице ростом оборота.

Желая розничной торговле выйти на вектор роста, не сомневаемся, что в ответ она горячо всем желает роста реальных доходов.

Изменение продажи основных непродовольственных товаров

I кв. 2017 г. в % к I кв. 2016 г. (в сопоставимых ценах)

I кв. 2016 г. в % к I кв. 2015 г. (в сопоставимых ценах)

Компьютеры

113,4

100,8

Мобильные телефоны

109,9

127,9

Аудиоаппаратура

101,0

97,5

Телевизоры

102,4

101,1

Холодильники и морозильники

100,3

95,0

Стиральные машины

102,7

93,3

Фотоаппаратура и фототовары

98,9

91,9

Автомобили легковые

102,5

97,5

Автомобильные детали, узлы и принадлежности

104,9

102,7

Бензины автомобильные

101,8

96,3

Дизельное топливо

103,7

102,8

Газовое моторное топливо

102,5

106,8

Мебель

95,8

93,1

Строительные материалы

106,8

92,4

ИСТОЧНИК: Росстат