ВС РФ об упрощенном производстве

| статьи | печать

Пленумом Верховного Суда РФ 18 апреля 2017 года было принято Постановление № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» (далее – Постановление). На что, по мнению ВС РФ, следует обратить особое внимание при рассмотрении дел в порядке упрощенного производства.

В связи с появлением указанного документа прекращает свое действие Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 62 «О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства», однако некоторые его положения перешли в новое постановление.

В ГПК РФ до прошлого года процедура упрощенного производства отсутствовала. В АПК РФ в 2016 году были внесены значительные поправки, касающиеся процедуры упрощенного производства, поэтому Постановление содержит разъяснения и для арбитражного, и для гражданского судопроизводства.

Стоит отметить, что некоторые положения, прописанные в проекте постановления, не нашли отражение в его финальной версии. Так, п. 13 в проектном варианте содержал необходимость рассмотрения в упрощенном производстве административных правонарушений, наказание за которые установлено в виде административного штрафа, не превышающего 100 тыс. руб., а также предупреждения.

В пункте 16 изначально было предусмотрено, что не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства дела по спорам, затрагивающим личные неимущественные права детей, однако в итоговой версии документа не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства дела по всем спорам, затрагивающим права детей.

В пункте 21 в проектной версии был второй абзац, согласно которому дело подлежало рассмотрению в порядке упрощенного производства мировыми судьями в двухмесячный срок, в итоговом Постановлении это не отражено.

В пункте 25 проекта содержался запрет на обжалование определений судов общей юрисдикции о возвращении доказательств, документов и возражений, в случае если они не были направлены лицам, участвующим в деле. В принятой версии Постановления такого запрета нет. Аналогичная ситуация сложилась в п. 48 Постановления.

В пункт 30 принятого Постановления включено положение о том, что если сторонами до истечения срока рассмотрения дела в порядке упрощенного производства направлен в суд проект мирового соглашения, суд назначает судебное заседание по вопросу утверждения данного мирового соглашения с вызовом лиц, участвующих в деле, с ведением письменного протокола и использованием средств аудиозаписи.

Согласно пунктам 3–5 в порядке упрощенного производства рассматриваются дела мировыми судьями, если сумма требований не превышает 50 тыс. руб. Исключения составляют дела, связанные с наследством, и споры, предметом которых выступают результаты интеллектуальной деятельности. Суд общей юрисдикции рассматривает в упрощенном производстве дела, если цена иска не превышает 100 тыс. руб., арбитражный суд – 500 тыс. руб. для юридических лиц и 250 тыс. руб. для индивидуальных предпринимателей.

В случае наличия нескольких требований в рамках одного судебного дела, их необходимо суммировать. Также следует поступать и с суммой задолженности и рассчитанными пенями.

Пункты 7 и 8 разъясняют, что судами общей юрисдикции в упрощенном производстве рассматриваются дела об истребовании имущества, если сумма иска не более 100 тыс. руб. В данном случае речь идет и о недвижимом имуществе, и о движимом. При этом стоимость первого определяется исходя из его кадастровой стоимости (при отсутствии сведений – из рыночной стоимости), стоимость второго – с учетом его рыночной стоимости.

Согласно п. 9 Постановления вне зависимости от суммы требований в порядке упрощенного производства рассматриваются исковые заявления, предметом которых являются денежные обязательства, признанные, но не исполненные ответчиком. В качестве доказательств признания долга могут выступать подписанные акты сверки взаимных расчетов, расписка ответчика, ответ на претензию. Это положение не является нововведением, ранее оно имелось в Постановлении Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 62.

Верховный Суд РФ разъясняет, что в случае необходимости выяснения дополнительных обстоятельств, изучения дополнительных доказательств суд может вынести определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или производства по делам, возникающим из административных отношений.

Если в заявлении соединяются требования об оспаривании разного рода ненормативных актов с требованием об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, при этом одно требование относится к категории дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства, а другое – нет, дело должно быть рассмотрено по общим правилам производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.

Пункт 15 разъясняет, что по соглашению сторон в порядке упрощенного производства могут быть рассмотрены дела, которые по закону не относятся к указанной категории дел (если не имеется обстоятельств, перечисленных в ч. 3 и 4 ст. 232.2 ГПК РФ, а также ч. 4 и 5ст. 227 АПК РФ). При этом ВС РФ указывает, что согласие обеих сторон должно быть очевидным.

Дела, указанные в п. 16 Постановления (дела, связанные с государственной тайной, о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, корпоративные споры, дела особого производства (ч. 3 ст. 232.2 ГПК РФ), дела о защите прав и законных интересов группы лиц (ч. 4 ст. 227 АПК РФ), дела по спорам, затрагивающим права детей), не могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства в любом случае, даже если стороны такой порядок согласовали.

Согласно п. 33 определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, обжалованию не подлежит.

Срок рассмотрения дела в порядке упрощенного производства не может превышать двух месяцев (п. 21), по истечении которого должна быть принята резолютивная часть решения суда. Мотивированное решение в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 229 АПК РФ, составляется судом по заявлению лица, участвующего в деле (п. 35–37 Постановления). Также в п. 39 ВС РФ разъясняет, что суд вправе по своей инициативе изготовить мотивированное решение, срок обжалования при этом исчисляется со дня принятия резолютивной части решения суда.

После ознакомления с Постановлением можно сделать вывод, что Верховный Суд дал необходимые разъяснения по наиболее часто встречающимся на практике спорным вопросам, возникающим в процессе функционирования динамично развивающегося института упрощенного производства применительно к различным судебным инстанциям.

Так, суд уточнил категорию и порядок рассмотрения дел, подлежащих рассмотрению в упрощенном производстве, переход к рассмотрению дела по общим правилам искового производства или по правилам производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, виды судебных актов, которые могут быть приняты в процессе рассмотрения дела в упрощенном производстве, порядок их обжалования и др.