Сектор услуг продолжает стагнировать

| статьи | печать

Объем платных услуг населению в России в 2016 г. составил почти 8,4 трлн руб., причем их потребление отличается впечатляющей стабильностью. Реальное потребление платных услуг снизилось лишь на 2,3% при падении реальных располагаемых доходов населения на 8,9%, а розничных продаж товаров — на 14,1%.

Слабый рост в секторе платных услуг населению во 2-м полугодии 2016 г. (+0,2% в годовом выражении), в I квартале текущего года, по оценке экспертов Аналитического центра при Правительстве РФ, вновь сменился снижением (–0,3% в годовом выражении).

В сопоставимых ценах сектор услуг продолжает стагнировать примерно на уровне 2013 г. На фоне сильного падения розничных продаж товаров (при сопоставимых темпах инфляции) это привело к росту доли платных услуг в потребительских расходах населения до 21,4% в 2016 г. против 20,7% в 2015 г. и 20,2% в 2014-м.

Эта динамика также отражает эффект низкой базы, связанный со структурой личного потребления в России, которое отличается более низкой долей платных услуг по сравнению как с развитыми экономиками, так и рядом развивающихся стран. Структура расходов населения России на платные услуги достаточно стабильна. Ключевыми видами платных услуг остаются коммунальные (21,3% всех затрат на платные услуги в 2016 г.), транспортные (20%) и услуги связи (15,1%).

Стагнация на уровне 2013 г., характерная для сектора платных услуг в целом, отмечается и во всех его крупных категориях. Спрос на бытовые услуги за три года вырос лишь на 1,6%, на жилищные — на 0,9%. На коммунальные услуги спрос, наоборот, снизился лишь слегка — на 0,2%, на транспортные — на 0,5%, на услуги связи — на 2,3%. Спрос на медицинские услуги в России в сопоставимых ценах остается на уровне 2014 г. (–0,2%), а потреб­ление услуг системы образования снижалось на 2—3% в год на протяжении 2014—2016 гг.

Их объем в 2016 г. в сопоставимых ценах оказался на 16,6% ниже уровня 2013 г.

Из-за падения доходов население экономит на услугах тур­операторов, самостоятельно планируя поездки. Спрос на услуги гостиниц за 2014—2016 гг. вырос на 14,8% (в том числе только за 2016 г. сразу на 8,1%, в то время как туристские услуги упали на 8,2%).

Цены на платные услуги населению в среднем за 2016 г. росли почти в два раза медленнее, чем в 2015 г. В отдельных сферах замедление оказалось еще более существенным. Прирост цен на жилищные услуги сократился до 7,7% пос­ле 19,5% в 2015 г., на зарубежный туризм — до 12,4% пос­ле 36,8% в 2015 г.

Обследование бюджетов домашних хозяйств, проводимое Росстатом, позволяет оценить их траты на различные виды услуг при снижении реальных доходов. Наибольшая доля расходов на услуги ­ЖКХ и связи зафиксирована у бедных слоев населения, на транспортные услуги и сферу образования — у среднего класса, а на услуги учреждений культуры и медицинские услуги — у наиболее состоятельных граждан. Такое распределение объясняется, в частности, тем, что услуги ­ЖКХ и связи являются «необходимыми» (спрос на них менее элас­тичен), а услуги культуры и платной медицины — «­дополнительными».

Многие виды платных услуг, по мнению экспертов АЦ, складывались в России в ­90-е гг. как часть потребления состоятельных слоев населения, и до сих пор рынок услуг характеризуется высоким социальным неравенством. Объем потребления платных услуг у наиболее состоятельных 10% населения за три квартала 2016 г. в 11 раз превысил аналогичный показатель у наиболее бедных 10% жителей России. По медицинским услугам это соотношение превысило 60 раз, по услугам учреждений культуры достигло почти 80, а по санаторно-оздоровительным услугам приблизилось к 200.