1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 31

Рыбный экспорт на контроле

Устойчивое и ответственное рыболовство играет огромную роль в обеспечении продовольственной безопасности России и улучшении условий жизни миллионов человек. В последние годы наблюдается устойчивый рост объемов добываемой морепродукции. Однако незаконный экспорт валютоемких видов биоресурсов подрывает усилия государства по обеспечению населения безопасной рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов.

Стабильный прирост

Отраслевой мониторинг демонстрирует неуклонный рост объемов добычи водных биоресурсов (ВБР). По итогам прошлого года было выловлено 4,6 млн т ВБР, что на 4,5% выше уровня 2015 года. Сальдированный финансовый результат рыбопромышленных предприятий (без субъектов малого предпринимательства и бюджетных учреждений) достиг 83 млрд руб. (+43% к 2015 году). При этом объем валовой добавленной стоимости в отрасли составил 217,8 млрд руб., что на 6,6% больше 2015 года. Как и в предыдущие годы, основная доля добычи приходится на Дальневосточный и Северный рыбохозяйственные бассейны – 66,9% и 12,2% соответственно.

Постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 № 778 «О мерах по реализации указов Президента РФ от 06.08.2014 № 560, от 24.06.2015 № 320 и от 29.06.2016 № 305» по 31 декабря 2017 года введен запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельхозпродукции, сырья и продовольствия, странами происхождения которых являются США, страны Евросоюза, Канада, Австралия и Норвегия, Украина, Исландия, Албания, Черногория и Лихтенштейн. В перечень запрещенной продукции вошли все группы с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 03 «Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные» за исключением мальков атлантического лосося (Salmo salar), форели (Salmo trutta, Oncorhynchus mykiss), живой декоративной рыбы, молоди (спата) устриц и мидий).

С введением эмбарго существенно сократились объемы импорта рыбопродукции, а также изменилась его структура. В частности, прошлогодний объем импорта уменьшился на 8,6% и составил 512 тыс. т. В его товарной структуре 52,8% занимает мороженая рыба, 14,3% – готовая (консервированная) продукция, 12,1% – рыбное филе и прочее мясо рыб, 11,2% – ракообразные, моллюски и прочие беспозвоночные, а 5% – свежая или охлажденная рыба.

Зарубежный спрос

Между тем экспорт российской морепродукции остается на достаточно высоком уровне. Так, объем поставок рыбо- и морепродуктов за пределы РФ достиг 1911,6 тыс. т, что на 109,2 тыс. т (6,1%) больше показателя 2015 года. Непосредственно под таможенной процедурой экспорта вывезли 1517,4 тыс. т, что на 134,7 тыс. т (9,7%) больше, чем в 2015 году (рис. 1).


В товарной структуре экспорта 87,7% занимает мороженая рыба, 5,8 % – рыбное филе и прочее мясо рыб, 5,1 % – ракообразные, моллюски и прочие беспозвоночные, 0,8% – готовая или консервированная рыбопродукция (рис. 2).

Увеличение экспорта произошло за счет:

–готовой или консервированной продукции на 17,3%, или на 2,4 тыс. т, до 16,3 тыс. т;

–ракообразных, моллюсков и прочих беспозвоночных на 16,8%, или на 13,9 тыс. т, до 96,8 тыс. т;

–рыбного филе и прочего мяса рыб на 11,2%, или 11,3 тыс. т, до 111,9 тыс. т;

–мороженой рыбы на 5,1%, или на 81,5 тыс. т, до 1677,2 тыс. т.


Дальневосточный вектор

Как утверждает Дальневосточное таможенное управление, прошлогодний экспорт водных биоресурсов увеличился на 6,5% (до 1,284 млн т), а его общая стоимость – на 5,2% (до 2,3 млрд долл.). Лидирующие позиции в таможенном декларировании биоресурсов принадлежат Владивостокской (82% от общего объема), Хабаровской (5,1%) Сахалинской (4,7%), Камчатской (3,7%) таможням. Доминирующая роль Владивостокской таможни обусловлена сложившимися логистическими схемами: удобным месторасположением порта по пути следования большегрузных транспортных судов из районов промысла (Охотоморская, Беринговоморская, Япономорская экспедиции) к основным странам-импортерам (Китаю, Республике Корея, Японии), а также возможностью обработки в порту крупнотоннажного флота.

Как и прежде, больше всего (в весовом выражении) вывезли мороженой рыбы – почти 90% всего экспорта (минтая – 61%; лососевых – 11%; сельди – 7%; печени, икры, молоков – 3%). На ракообразных пришлось 4% экспорта, в том числе на крабов – 3,1%. В сравнении с 2015 годом объем экспорта ракообразных вырос на 15,5%.

Несмотря на это, сумма уплаченных таможенных платежей сократилась более чем вдвое (с 3,1 млрд до 1,4 млрд руб.). Произошло это вследствие снижения ставок экспортной пошлины на товары, классифицируемые в товарной группе 03 ТН ВЭД ЕАЭС, с 1 сентября 2015 года на 50% и отмены с 1 сентября прошлого года вывозной таможенной пошлины на эти товары.

Дальневосточные биоресурсы вывозились преимущественно в Китай (64% от всего объема экспорта, или 817,3 тыс. т), Республику Корея (31%, или 398,3 тыс. т), Японию (4,4%, или 56,4 тыс. т). Экспорт крабов, икры, морского ежа и трепанга осуществлялся в Республику Корея (63,2 тыс. т), Японию (13,2 тыс. т) и Китай (2,9 тыс. т).

Таможня не спит

В минувшем году должностные лица «морских» таможен ДВТУ оформили 3,4 тыс. рыбопромысловых судов, что на 10% превышает показатель 2015 года (3135). Превышение установленного временного регламента осуществления контроля судов произошло всего в трех случаях (0,08%) в связи с необходимостью получения доказательств совершения административных правонарушений.

В общей сложности таможни ДВТУ возбудили 284 дела об административных правонарушениях (в 2015 году – 161) по фактам незаконного вывоза водных биоресурсов. При этом общий объем незаконно вывозимых ВБР достиг 1,7 тыс. т (в 10 раз больше, чем в 2015 году). Предметами правонарушений являлись морской еж, краб, рыба и кукумария.

С 8 декабря 2012 года действует ст. 226.1 Уголовного кодекса РФ, предусматривающая ответственность за контрабанду стратегически важных ресурсов в крупном размере и водных биоресурсов, относящихся к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемых международными договорами РФ. Для этого Правительство РФ утвердило два перечня (стратегически важных товаров и ресурсов и особо ценных диких животных и водных биоресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации) постановлениями от 13.09.2012 № 923 и от 31.10.2013 № 978 соответственно. К стратегически важным ресурсам были отнесены: рыба, ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные, мясо и икра осетровых рыб. В то же время ряд водных биоресурсов, незаконное перемещение которых также наносит существенный ущерб России, не вошел в перечни. Так, ракообразные, моллюски и прочие беспозвоночные являются предметами контрабанды, если они классифицируются в товарных подгруппах 0302, 0303, 0306, 0307 и 0308 ТН ВЭД ТС. Однако после незначительной обработки они классифицируются уже как «Готовые продукты из рыбы или ракообразных, моллюсков или прочих водных беспозвоночных» (группа 16 ТН ВЭД ТС), которые не подпадают под статью.

В прошлом году таможнями ДВТУ (Камчатской, Владивостокской, Находкинской, Уссурийской, Хабаровской и Дальневосточной оперативной таможнями) было возбуждено 39 уголовных дел по фактам контрабанды водных биоресурсов (в 2015 году – 5). Общий объем незаконно перемещенных ВБР составил 1,9 тыс. т. Чаще всего предметами преступлений являлись мороженая рыбопродукция (минтай, сельдь, камбала, горбуша, треска), краб, черная тигровая креветка, лососевая икра, рыбные консервы, мясо мидии, а также сушеные кальмары, осьминоги и креветки.

В рамках достигнутых соглашений

С 1 января 2010 года Регламентом Совета Европейского союза от 29.09.2008 № 1005/2008 была введена система сертификации, призванная улучшить отслеживаемость происхождения всей морепродукции, реализуемой в странах ЕС независимо от средств ее транспортировки. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.02.2010 № 35 Росрыболовство является уполномоченным органом, осуществляющим взаимодействие с Евросоюзом (его компетентными органами) при реализации Регламента ЕС № 1005/2008.

Согласно п. 3 Постановления № 35 Росрыболовством был издан Приказ от 03.02.2010 № 58 «Об утверждении порядка заполнения сертификата на уловы водных биоресурсов и порядка его утверждения». Приказом определены территориальные управления (Приморское, Баренцево-Беломорское, Западно-Балтийское и Азово-Черноморское), которые проверяют и подтверждают сведения, содержащиеся в сертификатах улова, подаваемых юрлицами и индивидуальными предпринимателями.

По итогам прошлого года Росрыболовством было выдано 5916 сертификатов на 1 714 589,75 т рыбопродукции (в 2015 году – 4,4 тыс. сертификатов на 1 569 987, 31 т). Из них на Дальневосточный бассейн пришлось 2,6 тыс. сертификатов на 1 244 717,16 т (2,2 тыс. сертификатов на 150 476,83 т)1.

Благодаря реализации российско-корейского межправительственного соглашения о сотрудничестве в области предупреждения незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла живых морских ресурсов (от 22.12.2009) подтверждена законность происхождения 50 170,87 т рыбопродукции, произведенной на российских судах и доставленной в корейские порты (в 2015 году – 43 504,71 т).

По результатам вступившего в силу межправительственного соглашения между Россией и КНДР по противодействию ННН-промыслу (от 30.01.2012) была подтверждена законность происхождения 23,7 т (в 2015 году – 19,9 т) крабовой продукции.

В рамках вступившего в силу с 1 ноября 2014 года российско-китайского межправительственного соглашения по противодействию ННН-промыслу (от 06.02.2012) было оформлено 3,3 тыс. сертификатов на 1 142 851,12 т биоресурсов и продукции из них (в 2015 году – 2,4 тыс. сертификатов на 1 052 638,13 т).

В соответствии с российско-японским межправительственным соглашением о сохранении, рациональном использовании, управлении живыми ресурсами в северо-западной части Тихого океана и предотвращении незаконной торговли живыми ресурсами (от 08.09.2012), вступившим в силу 10 декабря 2014 года, был оформлен 201 сертификат на 3686,9 т крабов (в 2015 году – 173 сертификата на 4289,1 т).

С 1 декабря 2015 года действует российско-американское межправительственное соглашение о сотрудничестве в целях предупреждения, сдерживания и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла живых морских ресурсов (от 11.09.2015). Документ предусматривает возможность недопущения в порты судов, заподозренных в незаконном промысле, оперативный обмен информацией и проведение совместных расследований.

1 Здесь и далее доклад «Итоги деятельности Росрыболовства в 2016 году и задачи на 2017 год». М. 2017.