1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 50

Во что обошлось потребителям продовольственное эмбарго

Введение эмбарго на поставки продуктов питания в 2014 г. привело, по оценке экономистов, к всплеску цен почти на 30%. Однако затем инфляция пошла на убыль, и дополнительные расходы на душу населения в России составили в 2015—2016 гг. в среднем 4380 руб. в год. Вроде невелика цифра, но если ее умножить на число россиян, то за два года получится внушительная сумма порядка 1 трлн руб.

Во второй половине 2014 г. Россия ввела продовольственное эмбарго в отношении ряда стран в качестве ответных мер на экономические, технологические и финансовые санкции. Ограничение импорта товаров в нашу страну привело к росту цен не только на иностранную продукцию, но и на отечественные аналоги, а также к изменениям потребительской корзины.

Влияние эмбарго на годовую инфляцию было неравномерным во времени. В первые шесть месяцев прирост инфляции в годовом выражении по санкционным товарам, по расчетам экспертов Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, составил 29,9 п.п., а по несанкционным — 5,1 п.п.

Если же брать период 12 месяцев после введения эмбарго, то данные показатели выглядят гораздо более скромными: 8,6 и 4,3 п.п. соответственно.

Такая неравномерность объясняется тем, что потребители из-за удорожания продуктов — аналогов санкционных товаров переключились на идентичные более дешевые и более низкого качества отечественные изделия и импортную продукцию из других стран. Кроме того, постепенное снижение санкционного эффекта во времени может объясняться сокращением средних издержек производства благодаря росту выпуска отечественной продукции.

Эти же причины показывают, почему цены на санкционные товары в итоге выросли примерно так же, как и цены на несанкционные товары. Помимо этого, стоит учитывать, что прогнозный временной интервал включал два периода с сезонным снижением цен на фрукты и овощи, что также оказало влияние на итоговую ценовую динамику.

«По нашим оценкам, в результате продуктового эмбарго цены санкционных товаров (поставляемых из стран, не попавших под эмбарго) выросли в среднем на 3%, а цены несанкционных товаров — в целом на 2,9%», — отмечает в мартовском «Мониторинге экономической ситуации в России» аналитик ИПЭИ Евгения Пономарева.

Цены подскочили и замедлились

Похожие оценки динамики продовольственной инфляции в первый период после введения эмбарго и в дальнейшем дают в специальном докладе эксперты Аналитического центра (АЦ) при Правительстве РФ.

В целом за год с января по декабрь 2015 г. по отношению к январю — декабрю 2014 г. индекс цен на продовольственные товары (без алкогольных напитков) вырос на 20,2 п.п. против 9,7 п.п. годом ранее.

Наибольший рост показали цены на крупу и бобовые — 41,8%, сахар-песок — 39,7, подсолнечное масло — 31, плодоовощную продукцию — 29,5, рыбу и морепродукты пищевые — 28,7, макаронные изделия — 22,4%.

Однако продовольственная инфляция на внутреннем рынке, резко возросшая после введения Россией ответных санкций и усилившаяся впоследствии в связи с девальвацией российской национальной валюты в 2015 г., последовательно замедлялась. Так, индекс потребительских цен на продовольственные товары после своего февральского пика (123% во втором месяце зимы к февралю 2014 г.) в декабре 2015 г. составил 114% к декабрю 2014 г.

Ученые АЦ тоже отмечают рост цен не только на санкционные товары, но и на продовольственные продукты, которые не подпали под эмбарго. Так, цена на хлеб и хлебобулочные изделия выросла на 13,2% к декабрю 2014 г., на макаронные изделия — на 19,5, на масло подсолнечное — на 37,2, на сахар-песок — на 12,9%.

Стоимость яиц после снижения до локального минимума в августе 2014 г. до 49 руб. за 10 шт. вновь начала рост и в декабре достигла 65 руб., превысив тем самым рекорд февраля 2015 г. (64 руб. за 10 шт.).

Покупатели заплатили высокую цену

Экономисты выделяют два эффекта продовольственного эмбарго на внутрироссийском рынке: производственный и потребительский.

Производственный эффект обусловлен ростом прибыли сельскохозяйственных производителей и компаний, занятых выпуском пищевой продукции, благодаря ограничению импортной конкуренции. Потребительский связан со снижением благосостояния населения из-за роста цен в результате введения санкций.

В результате введения ограничений на импорт отдельных продовольственных товаров и ввоз сырья для их производства, по мнению экспертов АЦ, изменилось положение отдельных компаний на российских рынках конечной продукции. В частности, в выигрыше оказались компании, чье производство максимально локализовано в России. На конечных рынках стали активнее появляться новые бренды, а также собственные торговые марки торговых сетей, которые находятся в более низком ценовом сегменте. Вместе с тем отдельные иностранные, в основном европейские, бренды покинули российские рынки.

Оценку потерь потребителей провели ученые Института экономической политики им. Егора Гайдара, используя для этих целей величину компенсированной вариации дохода при введении эмбарго на отдельные виды товаров. Она была сделана на основе сравнения фактических и прогнозных (в условиях отсутствия эмбарго) индексов цен на товары.

Денежные потери потребителей при неизменной структуре спроса внутри санкционного и несанкционного наборов товаров вылились в дополнительные расходы на душу населения в России, которые за исследуемый период составили в среднем 4380 руб. в год.

На первый взгляд, не слишком большая цифра, но если ее умножить на численность населения, то за два года получится огромная сумма порядка 1 трлн руб., которую россияне выложили из своих карманов.

Виток инфляции, раскручиванию которого в значительной мере способствовало введение продуктового эмбарго, привел к существенному сокращению объема розничного товарооборота.

Оборот розничной торговли за 2016 г. составил 28,1 трлн руб., незначительно увеличившись в номинальном выражении (в 2015 г. — 27,5 трлн руб.). С учетом роста цен объем торговли, по оценке аналитиков Института социального анализа и прогнозирования (ИНСАП) РАНХиГС, за 2016 г. сократился на 5,2% к предыдущему году.

Сравнивая объемы продаж основных групп продуктов питания (2016 г. к 2015 г. в сопоставимых ценах), можно отметить сокращение на 7,2% продаж рыбы и морепродуктов, на 4,6% — растительных масел, на 4,1 — животных масел, на 5 — сухого молока, на 5,9% — молочных напитков. Кроме того, сократились на 4,9% продажи мороженого и замороженных десертов, на 4,2 — кондитерских изделий, на 4,4 — мясных консервов, на 7,1% — чая.

В целом введение продовольственного эмбарго привело к увеличению цен, денежным потерям населения и сокращению потребления ряда продуктов питания. Среди положительных эффектов эксперты ИНСАП отмечают (кроме улучшения положения некоторых производителей пищевой продукции) также снижение доли импорта в 2016 г. в объеме товарных запасов до 23%. До экономического кризиса и вступления в силу санкционных и антисанкционных мер импортные товары составляли 33—35% продуктов питания.