1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 21

Экономический настрой повышается, но деловой климат еще неблагоприятен

Индекс экономического настроения, рассчитываемый Цент­ром конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, продолжает рост, но все еще сигнализирует о неблагоприятности делового климата в экономике.

Стоит напомнить, что для расчета индекса экономического настроения (ИЭН ВШЭ) ЦКИ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ использует результаты обследований деловой активности российских предприятий и организаций, а также потребительских ожиданий, в мониторинговом режиме проводимых Росстатом; в них принимают участие около 20 000 руководителей организаций промышленности, строительства, розничной торговли, сферы услуг, а также 5000 респондентов, представляющих взрослое население страны. Таким образом, компонентами ИЭН ВШЭ являются показатели, составляющие информационную базу опросов тех отраслей экономики, вклад которых в ВВП России составляет более 60%.

В IV квартале 2016 г. индекс экономического настроения увеличился на 0,9 п.п. до отметки 88,5. Нарастание значений индикатора продолжалось на протяжении трех кварталов подряд, начиная с минимальной для последних семи лет позиции I квартала 2016 г. (83,5). Однако, отмечают ученые ЦКИ, несмотря на явную компенсацию предшествующего спада и выход из диапазона кризисных величин 2015 и начала 2016 гг., ИЭН ВШЭ уже десять кварталов остается ниже своего среднего долгосрочного уровня (100), устойчиво демонстрируя неблагоприятный деловой климат в российской экономике.

Вместе с тем, говорится в материалах ЦКИ, значения ИЭН ВШЭ в эпицентрах двух предыдущих кризисов в экономике России (76,4 в III квартале 1998 г. и 69,4 во II квартале 2009 г.) были значительно ниже уровня последних двух лет и остаются абсолютными негативными рекордами во всей рет­роспективе совокупных оценок экономичес­ких настроений в стране.

Траектория большинства компонентов ИЭН ВШЭ развивалась в пределах зоны отрицательных значений. Положительными величинами, свидетельствующими о росте уверенности предпринимателей, характеризовались только «прогнозные» составляющие индекса (балансы оценок ожидаемых изменений выпус­ка промпродукции, занятости в строительстве, экономического положения розничных организаций и спроса на услуги).

Среди факторов, лимитирую­щих развитие бизнеса, доминировал дефицит спроса на продукцию или услуги: его негативное воздействие констатировали около половины респондентов из всех наблюдаемых отраслей. Позитивным моментом является стабилизация давления на промпроизводство фактора неопределеннос­ти экономической обстановки, постоянный рост которой был характерен для конца 2014 и начала 2015 гг. Вместе с тем, замечают ученые ЦКИ, на данную проб­лему по-прежнему указывает половина руководителей промышленных предприя­тий, и она остается лидером отраслевого антирейтинга.

К сведению

Основные результаты IV квартала 2016 г.

  • Индекс экономического настроения (ИЭН ВШЭ): рост продолжается третий квартал подряд; значение индикатора прибавило относительно предыдущего квартала 0,9 п., однако достигнутая отметка 88,5 все еще остается заметно ниже среднего долгосрочного уровня (100 — отражает нулевой экономический рост), свидетельствуя о сохранении неблагоприятного делового климата в российской экономике.

  • Промышленность: индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в декабре сохранил значение предыдущего месяца и составил (-3%), определяя для промышленности зону «стабильной стагнации».

  • Строительство: ИПУ сохранил значение предыдущего квартала (-16%), указывая на продолжение рецессионно-стагнационного экономического дрейфа отрасли.

  • Розничная торговля: ИПУ возобновил падение и, снизившись на 1 п.п., составил (+1%), отрасль осталась на позициях умеренной стагнации.

  • Сфера услуг: ИПУ снизился на 1 п.п. до (-6%), отражая сохранение неблагоприятного делового климата на российском рынке услуг.

  • Потребительская уверенность: продолжилась положительная коррекция негативных тенденций, ИПУ вырос на 1 п.п. до отметки (-18%), свидетельствуя об относительном улучшении настроений потребителей с преобладанием пессимизма.

ИСТОЧНИК: ЦКИ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ