Новеллы в сфере продажи алкогольной продукции

| статьи | печать

В 2017 году предпринимателям придется переосмыслить специфику розничной продажи алкогольной продукции. Это связано с изменениями, внесенными Федеральным законом от 23.06.2016 № 202-ФЗ в Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Что изменилось в данной сфере?

С 01.01.2017 был введен автоматизированный учет остатков закупленной алкогольной продукции. Фактическое количество алкогольной продукции, находящееся на складских помещениях, прилегающих к торговому объекту, где осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, должно совпадать со сведениями в ЕГАИС.

С 31.03.2017 уточняются и дополняются положения, касающиеся порядка розничной продажи алкогольной продукции и розничной продажи алкогольной продукции при предоставлении услуг общественного питания. Выделим наиболее значимые аспекты этого нововведения:

–осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при предоставлении услуг общественного питания будет допускаться только организациями, за исключением случаев, связанных с реализацией пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи при оказании услуг общественного питания;

–детализирован перечень мест и способов, где розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при предоставлении услуг общественного питания не допускается, в частности: не допускается осуществление указанных видов деятельности на территориях, прилегающих к образовательным организациям, медицинским организациям, спортивным сооружениям, в боевых войсках, вокзалах и аэропортах, в местах нахождения источников повышенной опасности. Важно обратить внимание, что границы прилегающих территорий устанавливаются органами местного самоуправления;

–запрещена продажа алкогольной продукции без предоставления покупателю документа с наличием на нем штрихового кода (QR-кода), содержащего сведения по перечню, утвержденному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о факте фиксации информации о розничной продаже алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением розничной продажа пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, спиртосодержащей продукции и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;

–на федеральном уровне закреплены максимальные требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, – 1 000 000 руб.;

– ограничен срок пролонгаций лицензии на розничную продажу алкогольной продукции или розничную продажу алкогольной продукции при предоставлении услуг общественного питания, в случае если торговые объекты будут находиться в границах территорий, прилегающих к объектам, где розничная продажа алкогольной продукции запрещена, – не более чем на пять лет.

С 31.03.2017 устанавливается порядок, согласно котором будут выдавать две отдельные лицензии на деятельность, связанную розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при предоставлении услуг общественного питания. Если ранее возможно было получение одной лицензии, где указывались несколько торговых объектов, в том числе осуществляющих разные виды деятельности (розничную продажу и продажу через общепит), указанная новелла обязует соискателей лицензии предоставлять два отдельных и самостоятельных комплекта документов, что будет фактически свидетельствовать о необходимости уплаты государственной пошлины в двойном объеме, поскольку будут совершаться две независимые формальные процедуры, в то время как практическая сторона решения вопроса, как представляется, останется без изменений.

С 01.07.2017 не допускается розничная продажа алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 мл. Указанное нововведение преимущественно скажется на фактах продажи пива и пивных напитков, при этом пренебрежение указанным требованием может иметь негативные юридические последствия для нарушителя, в частности повлечь наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 100 000 до 200 000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц – от 300 000 до 500 000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой (ч. 2.2 ст. 14.16 КоАП РФ).

Подытоживая, необходимо отметить, что розничная продажа алкогольной продукции характеризуется особым правовым режимом, соблюдение которого возлагается на лиц, занимающихся данной предпринимательской деятельностью, между тем в связи с неоднократными нововведениями в указанной сфере количество правовых и, как следствие, практических коллизий увеличивается.