Об экологической безопасности

| статьи | печать

Предприятия нефтегазового комплекса оказывают воздействие на окружающую среду на всех этапах своей деятельности, таких как разработка и поиск новых месторождений, добыча, подготовка, переработка и транспортировка нефти и газа. При осуществлении этих мероприятий происходит выброс негативных веществ в воду и воздух, захоронение в землю вредных отходов, а также потребление огромного количества энергетики и воды. Несмотря на то что обеспечивается беспрерывный контроль за функционированием газотранспортной системы, внедряются новые прогрессивные методы диагностики, проводятся планово-предупредительные работы и своевременный капитальный ремонт, на газопроводах происходят технические отказы. Все это обуславливает необходимость беспрерывного совершенствования системы охраны окружающей среды, в том числе в сфере законодательства, как со стороны нефтегазовых компаний, так и со стороны государственных органов.

Нормативно-правовое регулирование

Отношения, возникающие в сфере охраны окружающей среды при пользовании недрами, регулируются базовыми основополагающими нормами, закрепленными в Конституции РФ (ст. 9, 36, 42, 58, 71 и 72)1.

Правовую основу в сфере охраны окружающей среды и обеспечении экологической безопасности при пользовании недрами составляет экологическое законодательство Российской Федерации. В отдельных случаях наблюдается регулирование отрасли смежными нормативно-правовыми актами. Например, к таким актам можно отнести градостроительное и санитарно-эпидемиологическое законодательство. Кроме того, вопросы пользования недрами отражены в отдельных экологизированных нормах, содержащихся в уголовном, административном, гражданском, информационном и других отраслях российского законодательства. Из большого количества нормативных правовых актов, содержащих требования в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами, основным блоком является экологическое и смежное с ним законодательство2.

С каждым годом с учетом тесных взаимоотношений с нефтегазовым мировым сообществом требования в области экологической и промышленной безопасности дополняются и пересматриваются Правительством РФ. Данная необходимость обусловлена резким сокращением добычи объемов газа и нефти в найденных и разработанных месторождениях и поиском новых месторождений. Работа по совершенствованию и разработке законодательства в области экологической и промышленной безопасности активизировалась начиная с 2008 года после выхода специального Указа Президента Российской Федерации. В связи с этим впервые в наименовании закона и названии ведомства появилось слово «экология»3.

Благодаря введению государственной программы «Охрана окружающей среды» на 2012–2020 годы (общим объемом финансирования 335 млрд руб.), уже к концу ее реализации планируется достичь показателя по сокращению выбросов, загрязняющих окружающую среду, на 2,2% от ВВП от стационарных источников и 1,6% от всех опасных объектов4. Однако следует отметить, что на решение проблем экологической и промышленной безопасности направлена только первая часть государственной программы: «Организация процесса регулирования качества окружающей среды».

В настоящий момент программа требует существенной доработки по включению вопросов экологической безопасности и охраны труда работников в сферах, загрязняющих окружающую среду, в частности в газовом комплексе. Также надо отметить, что ряд экспертов считают, что большинство направлений в указанной программе не способствуют охране окружающей среды5.

При этом внесение изменений в программу следует делать, устранив существующие пробелы в законодательстве по охране окружающей среды при пользовании недр. Например, необходимо внесение изменения сущности понятий «ущерб» и «вред». На сегодняшний день данные термины подразумевают экономическое, стоимостное содержание и основываются на положении ст. 15 и ст. 50 ГК РФ. В то время как в международном законодательстве ущерб, нанесенный в результате экологических катастроф и аварий, относится не к гражданско-правовому пониманию причинения вреда, а к экологически-правовым и является административно-правовой процедурой.

То есть в случае причинения экологического вреда природопользователь обязан:

–устранить ущерб самостоятельно;

–минимизировать возникновение распространения очага заражения окружающей среды.

Если природопользователь отказывается совершить меры по устранению последствий причиненного ущерба, то компетентный орган имеет право обязать его выполнить данные действия6. Подобные меры могут стать одним из путей улучшения экологической безопасности в стране.

Содержащиеся в Земельном кодексе Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ требования к пользователям недр не корреспондируются с законодательством о недрах и фактически не учитывают специфику недропользования при регулировании вопросов экологической безопасности и охраны окружающей среды. Например, в установленных специальных требованиях к пользователям недр (п. 4 ст. 13 и п. 4 ст. 88 ЗК РФ) присутствует понятие «организации горнодобывающей и нефтегазовой промышленности», в то время как в российском законодательстве отсутствует нормативное определение таких организаций... Следует также отметить, что в Законе РФ «О недрах» используется другой термин – «пользователи недр».

В настоящее время есть необходимость в разработке производственного экологического контроля и мониторинга на нефтегазодобывающих предприятиях, во внедрении новых ресурсосберегающих технологий, в развитии стратегии промышленной и экологической безопасности, а также в охране окружающей среды. Сейчас существует комплекс подходов к анализу различных экологических факторов воздействия на деятельность предприятий, оказывающих влияние на окружающую среду. Однако большинство этих подходов и мер нельзя перенести на предприятия нефтегазового комплекса.

Анализ российского законодательства в области охраны окружающей среды, экологической и промышленной безопасности как на федеральном, так и региональном и отраслевом уровне показал, что на сегодняшний день принято огромное количество нормативно-правовых актов. Но ряд нормативно-правовых актов требует внесения существенных корректировок в соответствии с проблемами, возникающими на опасных объектах в газовой отрасли (например, несоблюдением правил технической документации, несоответствием осуществляемого проекта представленному на государственную экспертизу и пр.).

При этом общее законодательство в данной области направлено на существенное снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду к 2020 году, на увеличение привлечения частного сектора в газовый комплекс, а также количества внебюджетных средств на отдельные проекты.

В рамках нефтегазодобывающих предприятий

В настоящее время экологическая безопасность и охрана окружающей среды требуют организации эффективной и рациональной деятельности нефтегазодобывающих организаций. Для исполнения этих требований ряд крупных российских нефтегазодобывающих предприятий при организации и апробации экологической политики должны придерживаться следующих принципов:

  • Организовывать экологическую безопасность и охрану окружающей среды в соответствии с российским законодательством и международными стандартами и соглашениями.

  • Придерживаться в своей деятельности Концепции устойчивого развития.

  • Работать в соответствии с экологической целесообразностью.

  • Производить оценку охраны окружающей среды на каждом этапе газодобывающей деятельности, в том числе на стадии планирования.

  • Снижать воздействие на окружающую среду за счет сокращения выбросов вредных веществ и отходов в атмосферу.

Целесообразно, чтобы все нефтегазодобывающие организации придерживались данных принципов для сокращения негативного воздействия на окружающую среду. Следует отметить, что на сегодняшний день исполнение вышеперечисленных принципов является добровольным, в то время как в большинстве зарубежных стран существуют обязательные законодательно установленные требования по вопросам охраны окружающей среды. Таким образом, есть необходимость разработки обязательного стандарта по соблюдению правил экологической безопасности.

Для совершенствования экологической политики на нефтегазодобывающем предприятии в области добычи, переработки, хранения и транспортировки газа необходимы:

–непрерывный контроль и оценка воздействия деятельности предприятия на окружающую среду, выявление негативных аспектов влияния;

–разработка и апробация планов и программ по вопросам экологической безопасности и охране окружающей среды;

–определение целевых экологических показателей, которых должно достичь предприятие за определенный период времени;

–реализация мер по охране окружающей среды, экологической и промышленной безопасности согласно утвержденному газодобывающим предприятием плану;

–рациональное использование природных ресурсов и электроэнергии, а также оптимизация технологических режимов, используемых предприятием в целях охраны окружающей среды и соблюдения мер экологической безопасности;

– проведение промежуточного анализа по оценке воздействия предприятия на окружающую среду;

– создание и внедрение системы природоохранной деятельности в соответствии с требованиями серии нормативов ИСО 14000 (следует отметить, что в соответствии с требованием данного международного стандарта все организации газовой отрасли в рамках планирования своей деятельности должны разрабатывать программу по охране окружающей среды);

– стимулирование сотрудников к безопасному и рациональному использованию природных ресурсов;

– образование курсов повышения квалификации сотрудников руководителями газодобывающих предприятий;

–проведение научных исследований по вопросам охраны окружающей среды;

–ежегодное представление отчетов по охране окружающей среды, экологической и промышленной безопасности на обсуждение общественности;

–выявление и ликвидация утечек загрязняющих веществ и отходов.

Выполнение данных мер в рамках экологической политики, разработанной и принятой на предприятии, позволит избежать возникновения чрезвычайных ситуаций и способствовать охране окружающей среды.

Для охраны окружающей среды в соответствии с существующими финансовыми возможностями нефтегазодобывающих организаций целесообразно применять целевые показатели. В качестве целевых показателей могут быть использованы следующие:

–количество осуществленных выбросов в год;

–количество сбросов воды в год;

–количество произведенных отходов в год;

–объем использованных природных ресурсов и электричества предприятием за год.

После определения целевых показателей устанавливаются плановые экологические показатели – цифровые значения, которые отражают целевые показатели. При установлении целевых и плановых экологических показателей необходимо учитывать:

–степень воздействия на окружающую среду деятельности нефтегазодобывающих предприятий;

–состояние окружающей среды до проведения разведывательных работ по месторождению газа и нефти;

–программу по ремонту и покупке технических средств, направленных на защиту окружающей среды, и соблюдению правил экологической безопасности;

–мнение общественности и заинтересованных лиц.

После установления целевых и экологических плановых мероприятий организации нефтегазового комплекса должна быть утверждена программа мероприятий по соблюдению правил охраны окружающей среды. Основой для разработки данной программы должно стать российское законодательство в области экологической безопасности и охраны окружающей среды, а также передовой международный опыт.

1 ГК РФ.

2 Агафонов В.Б. Правовое регулирование охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами: теория и практика// Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук, 2014.

3 Трутнев Ю. Баланс экономики и экологии// Экологическая безопасность, 2009. Электронный ресурс: http://www.oilru.com/files/bezopasnost_2009.pdf.

4 «Дорожная карта» экологического развития России// Государственное управление ресурсами (4 всероссийский съезд по охране окружающей среды) № 7–8 (97–98), 2013. Электронный ресурс: http://www.mnr.gov.ru/upload/iblock/2b9/gur_7_8.pdf.

5 Правительство удовлетворено программой окружающей среды до 2020 года. Ее качество сильно не улучшится// Газета «Коммерсантъ», № 197 (4982), 19.10.2012. Электронный ресурс: http://kommersant.ru/doc/2047586.

6 Общественное участие в принятии решений, влияющих на окружающую среду: сборник материалов всероссийской конференции 18–19 апреля 2013 года.