1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 23

ВСС не устраивает качество выросших страховых премий

Всероссийский союз страховщиков (ВСС) сообщил, что в росте премий на страховом рынке по итогам III квартала наблюдаются перекосы в сторону сегментов, зависящих от банков. Такой вывод был сделан ВСС при участии Финансового университета при правительстве РФ на основании анализа статистики Банка России по итогам работы страхового рынка за девять месяцев 2016 г.

В сообщении Союза отмечается, что в III квартале рынок показал реальное увеличение страховой премии: сборы выросли на 18% по сравнению аналогичным периодом прошлого года и составили 296 млрд руб. (против 251 млрд в III квартале 2015 г.). Подрос и показатель отношения собранных премий к ВВП — с 1,18% по итогам III квартала 2015 г. до 1,37% в аналогичном квартале 2016 г. За то же время российская экономика в целом немного сократилась в реальном исчислении.

«Таким образом, мы имеем сегодня рост страхового рынка, опережающий и инфляцию, и экономику в целом, которая, по предварительным данным, сократилась за этот период на 0,4% в реальном исчислении. Рост премий привел к сокращению уровня выплат — он снизился в III квартале до 40% против 51% годом ранее — как известно, на растущем рынке сборы всегда опережают выплаты в силу специфики ведения страхового бизнеса», — сказал глава ВСС Игорь Юргенс.

«Жизнь» развивается рядом с банками

Однако качество роста рынка ВСС называет неудовлетворительным. По итогам III квартала 2016 г. показатели таковы: 52% роста страхового рынка в III квартале пришлось на страхование жизни, сборы по которому составили 58,7 млрд руб. против 35,2 млрд руб. годом ранее (увеличение на 66,9%); еще 20,5% роста рынка обеспечило страхование от НС, по которому сборы выросли до 30,3 млрд руб. против 21,1 млрд в 2015 г. (+44%). Такое увеличение И. Юргенс связывает с маркетинговой активностью банков, предлагающих накопительное страхование жизни и страхование от НС как опции к основной линейке банковских страховых продуктов. По итогам января — сентября текущего года 84% премии по страхованию жизни было собрано с помощью банков, как и 51% сборов по страхованию от НС. В результате банки получили 86% посреднической комиссии, выплаченной на рынке страхования жизни, и 80% комиссии на рынке страхования от НС.

«Наличие дополнительных источников доходов делает рынки страхования жизни и страхования от НС привлекательным для банковских организаций, чем и объясняются повышенные темпы роста бизнеса на этих сегментах», — сообщил И. Юргенс.

Второй причиной увеличивающегося спроса на рынке страхования жизни глава ВСС считает оживление инвестиционной активности населения. Согласно исследованию Финансового университета при правительстве РФ число потребителей, готовых открывать новые вклады и пополнять старые накопления, а также доля тех, кто заинтересован в приобретении страхования жизни, увеличились по сравнению с прошлогодними показателями соответственно на 57 и 52%. Оживился и рынок кредитования населения — сумма выданных кредитов выросла по итогам трех кварталов 2016 г. на 25% по сравнению с аналогичным отрезком 2015 г. и достигла 5,2 трлн руб. Повышение потребительской активности дало банкам возможность успешно продвигать сопутствующие продукты, включая страхование жизни и страхование от НС.

Иное страхование не внушает ВСС оптимизма

Изучив накопленную ЦБ статистику, ВСС пришел к выводу, что страхование иное, чем страхование жизни (без учета страхования от НС), находится в плачевном состоянии.

В сегменте добровольного страхования без учета жизни и НС в III квартале 2016 г. было собрано 139 млрд руб., что всего на 4,7% больше, чем за аналогичный период 2015 г.

«Рынок страхования автокаско сокращается седьмой квартал подряд, в III квартале сборы снизились на 10,5% по сравнению с прошлогодним показателем, до 42,5 млрд руб. (напомним, что на пике развития сборы по автокаско в России составляли 60,5 млрд руб. за квартал)», — отмечается в сообщении Союза.

И. Юргенс объясняет сокращение сборов в этом сегменте продолжающимся падением продаж новых легковых автомобилей, которое, по данным АЕБ, в III квартале составило 15,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сегмент ОСАГО, по его словам, также развивается по «негативному сценарию».

В сегменте «огневого» страхования предприятий по итогам III квартала 2016 г. сборы упали на 6,6% по сравнению с аналогичным показателем 2015 г. и составили всего 25,2 млрд руб.

«Известно, что „огневое“ страхование тесно связано с инвестиционным процессом. Предприятия, как правило, страхуют новые производственные объекты и проекты, связанные с вложением крупных инвестиционных ресурсов. При недостатке таковых рынок „огневого“ страхования сокращается», — пояснил И. Юргенс. В целом анализ статистики показывает, что страховой рынок продолжает переживать кризисные явления.