Странные участники закупки

| статьи | печать

Заказчик проводит две закупки по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в виде конкурса в электронной форме) на выполнение работ. На оба конкурса подано по две заявки от двух одинаковых участников. При этом на один из конкурсов в качестве документов, подтверждающих опыт выполнения работ, представлены договоры на выполнение работ между этими же участниками закупки. Какие действия в данной ситуации должен предпринять заказчик?

Р. Аркадьев, г. Тверь

Ответ. Согласно ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Необходимо учитывать, что участниками закупки не могут являться организатор закупки, заказчик, работники организатора или заказчика (п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»). В пунктах 1–3 ч. 1 ст. 17 Закона о закупках установлены запреты на осуществление организатором закупки или заказчиком:

–координации деятельности участников закупки;

–создания преимущественных условий участия в закупке для отдельных ее участников (в том числе путем открытия доступа к информации);

– нарушения порядка определения победителя закупки.

В свою очередь ФАС России в Письме от 25.02.2013 № АЦ/6511/13 поддерживает позицию законодателя и указывает, что согласно п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Кроме того, ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции установлен запрет на совершение действий при проведении торгов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В частности, запрещается создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом, а также нарушение порядка определения победителя или победителей торгов.

Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки, в том числе о наличии лицензии у участника закупки либо у привлекаемых таким участником субподрядчиков, и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом положений действующего законодательства РФ, а также с учетом требований антимонопольного законодательства.

Аналогичные выводы содержатся и в Письме Минэкономразвития России от 05.08.2016 № Д28и-1966. На основании сказанного можно с уверенностью говорить, что если участники и их заявки соответствуют всем установленным в документации требованиям, то заказчик не вправе предъявлять к участнику иные требования, не указанные в документации о закупке. Ваша организация просто должна проводить процедуру конкурса в соответствии с законодательством, в противном случае есть риск привлечения к ответственности контролирующими органами.