Корпоративные процедуры по новым правилам

| статьи | печать

В последние два года значительно реформировалось корпоративное законодательство. В акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью изменились многие корпоративные процедуры. Часть изменений вступают в силу с 2017 года. Расскажем о последних новеллах и о том, к чему нужно готовиться в наступающем году.

Общий вектор не определить

Много новшеств привнес 2015 год в российскую корпоративную практику. Ни для кого не секрет, что в Российской Федерации идет масштабная реформа гражданского законодательства, и пока депутаты Государственной Думы нового созыва решают, как лучше изменить российское наследственное право в соответствии с духом времени (ожидается, что этот законопроект станет последним из пакета серьезных поправок в ГК РФ), продолжается серьезная реформа корпоративного законодательства. То, что было начато принятием Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», продолжено изменением федеральных законов от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО) и от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО). Законодательство об АО было изменено Федеральным законом от 29.06.2015 № 210-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», и большая часть поправок вступила в силу уже с 1 июля 2015 года (однако часть важных новелл стала действовать лишь годом позднее – с 1 июля 2016 года), а нормы об ООО будут изменены лишь с 1 января 2017 года вступившими в силу положениями Федерального закона от 30.03.2015 № 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Итак, рассмотрим для начала поправки в Законе об АО. Стоит отметить, что определить общий вектор изменений затруднительно: с одной стороны, акционерные общества освободили от некоторых устаревших и откровенно ненужных ограничений и обязанностей, но, с другой стороны, обязали соблюдать в чем-то более жесткие правила. Так, законодатель исключил из положений п. 4 ст. 51 Закона об АО обязанность выдавать заинтересованным лицам выписки из списка потенциальных участников собрания, а также справки об отсутствии в этом списке, так как в соответствии с законодательством о рынке ценных бумаг это обязанность регистратора. То, что законодательные коллизии подобные этой постепенно исчезают из российских законов, однозначно можно считать положительной тенденцией.

В то же время Закон об АО дополнен рядом требований. Теперь, к примеру, акционерные общества обязаны хранить информацию о том, как именно акционеры были уведомлены о проведении общего собрания, в течение пяти лет со дня проведения самого собрания. В остальном изменения, касающиеся корпоративных процедур в акционерных обществах, можно свести к трем формулировкам: сокращены сроки, расширены перечни сведений и изменены правила проведения самих общих собрания акционеров.

Сокращение сроков

В отношении сроков необходимо отметить ключевые блоки изменений.

Изменены сроки, за которые необходимо провести внеочередное собрание по требованию акционеров или иных уполномоченных лиц (органов):

–если планируется избрать членов совета директоров и при этом устав не предусматривает более короткого срока – в течение 75 дней (ранее был указан срок 95 дней) с момента предъявления требования;

–во всех остальных случаях – в течение 40 дней (а не 50 дней, как раньше) с момента предъявления требования.

Сокращен срок для проведения внеочередного собрания в ситуациях, когда главным вопросом повестки дня является избрание членов совета директоров или совет директоров обязан созвать общее собрание по собственной инициативе: собрание должно быть проведено в течение 70 дней с момента принятия решения о созыве (ранее был установлен срок 90 дней), правило о том, что устав может предусматривать более короткий срок, сохранено.

Сокращен срок для определения потенциальных участников общего собрания акционеров:

–если планируется избрать членов совета директоров или генерального директора, которого должен был назначить совет директоров, то этот срок сокращен с 80 до 55 дней до общего собрания;

– если в повестке дня есть вопрос о реорганизации общества, срок сокращен с 50 до 35 дней до начала собрания;

–во всех остальных случаях 50-дневный срок сокращен до 25 дней до начала общего собрания.

Сведения и уведомление

В том, что касается сведений, которые необходимо представлять, органам управления и лицам, ответственным за корпоративные процедуры в российских акционерных обществах, необходимо помнить о своих дополнительных обязанностях. Закон об АО теперь содержит расширенный перечень сведений, которые должен определить совет директоров при подготовке к общему собранию акционеров: в перечень добавлены дата, когда общество прекращает принимать предложения акционеров о выдвижении кандидатов в совет директоров (если повестка дня содержит вопрос об избрании его членов), и формулировки решений по вопросам повестки дня, которые необходимо направить номинальным держателям акций. Немаловажно и то, что необходимо указать не только почтовый, но и электронный адрес, по которому акционеры могут направить заполненные бюллетени.

Это одно из нововведений – Закон об АО говорит о двух новых способах уведомления о проведении общего собрания, которые можно предусмотреть в уставе общества: теперь можно, например, направить сообщения о проведении собрания по адресам электронной почты, указанным в реестре акционеров, или же составить короткие текстовые уведомления с информацией о том, как ознакомиться с сообщением о проведении собрания, и направить их либо на номера телефонов либо по адресам электронной почты, взятым из реестра. В соответствии с этими изменениями расширено и содержание сообщений о проведении собраний: в них необходимо указывать также категории (типы) акций, владельцы которых имеют право голоса по всем или некоторым вопросам повестки дня, а также адрес электронной почты, по которому можно направить заполненные бюллетени (если устав предусматривает такой способ направления), и (или) сайта, на котором можно заполнить электронную форму бюллетеня (если этот способ заполнения закреплен в уставе).

Бюллетени и добровольные вклады

Необходимо отметить, что во всех ПАО, а также АО, в которых не менее 50% владельцев – владельцы голосующих акций, голосование на очном собрании необходимо проводить при помощи бюллетеней. Статья 58 Закона об АО раскрывает конкретные признаки, по которым определяется, что акционер участвовал в общем собрании, а в очном собрании стало можно участвовать дистанционно (ст. 49 Закона об АО).

Также стоит упомянуть, что в 2016 году стали возможными добровольные вклады акционеров в имущество общества без увеличения уставного капитала (Федеральный закон от 03.07.2016 № 339-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах»).

Таким образом, собственники бизнеса получили реальную возможность финансировать деятельность компании без целого вороха корпоративных проблем: внесение безвозмездного вклада не потребует увеличения уставного капитала, изменения процентного соотношения долей владения имуществом или изменения номинальной стоимости акций.

Это еще одно позитивное изменение российского законодательства.

Системные изменения

В сфере работы обществ с ограниченной ответственностью изменения более системны, а их направление в целом абсолютно ясно: саму конструкцию ООО и деятельность отдельных корпоративных институтов постарались максимально защитить от мошенничества с долями и корпоративных захватов. Именно этим стремлением обусловлен ключевой блок поправок – о расширении участия нотариуса в жизни ООО.

Для увеличения уставного капитала ООО участникам необходимо либо пригласить на собрание нотариуса, либо самим собраться у него. Иными путями принять законное решение об увеличении уставного капитала уже не получится. Удостоверять у нотариуса теперь необходимо также оферту, направляемую участником, который желает продать свою долю, самому обществу и другим участникам. Интересно, что заявление о выходе участника из ООО также необходимо удостоверить нотариально, иначе такое заявление не имеет юридической силы. Ранее такого правила в законе не было, однако налоговая иногда требовала идти к нотариусу.

Вполне ожидаемо в контексте этих изменений и то, что нотариус теперь заверяет также требование участника ООО о приобретении его доли обществом. Также ужесточили правила о смене места нахождения ООО: за двумя исключениями (если адрес меняется в пределах одного населенного пункта или муниципального образования или же на адрес места жительства генерального директора или участника с долей не менее чем 50%) порядок усложнился и занимает гораздо больше времени, чем раньше.

Это далеко не все масштабные изменения, с которыми столкнулись российские компании. Стоит отметить, что 1 января 2017 года также готовит своеобразный подарок для отечественного бизнеса: именно с этого дня вступают в силу поправки в корпоративное законодательство, касающиеся правил одобрения сделок. Федеральный закон от 03.07.2016 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность» меняет положения ст. 46 Закона об ООО и главу Х Закона об АО.

Законодательство становится гораздо более либеральным, вводится большое число диспозитивных норм: так, по правилам, действующим с 1 января 2017 года, российские ООО и непубличные АО получат возможность не одобрять сделки с заинтересованностью, все общества получат свободу определять, при преодолении какого значения (минимум 25% от стоимости активов) считать сделку крупной, а также упростить порядок извещения о сделке. В то же время компаниям оставили пространство для маневра, они сами вольны решать, усиливать ли корпоративный контроль над крупными сделками и сделками с заинтересованностью или смягчать правила. В случае заинтересованности компаний в подобных изменениях подготовкой новой редакции корпоративных документов разумнее заняться уже сейчас, а после 1 января лишь утвердить и зарегистрировать изменения надлежащим образом.