Договор на строительство: базовые принципы

| статьи | печать

Строительная отрасль представляет собой сложный технический сегмент, в котором работникам бухгалтерских служб, кроме знания непосредственно особенностей бухгалтерского и налогового учете, необходимо разбираться в некоторых технических и других специфических нюансах строительства. Такие знания будут полезны для правильной классификации фактов хозяйственной деятельности, качественного составления отчетности, анализа финансового результата. Разберемся в особенностях составления договоров в строительстве и их отличиях от договоров, заключаемых в других отраслях.

Вначале рассмотрим общие положения, касающиеся заключения договоров, в том числе предварительных, а также некоторые вопросы, связанные с такими договорами.

Общие правила

При осуществлении строительной деятельности руководящими документами являются:

— Гражданский кодекс РФ — глава 37 «Подряд»;

— Градостроительный кодекс РФ (далее — ГрК РФ);

Федеральный закон от 25.02.99 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;

Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Данный закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора долевого участия в строительстве, а также отношения, связанные с возникновением у участников долевого строительства права собственности на такие объекты и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости.

Предварительный договор

В соответствии со ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей, а в соответствии с п. 1 ст. 429 ГК РФ по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.

Лица, заключившие предварительный договор, имеют единственную обязанность — заключить в будущем основной договор и право требовать от другой стороны заключения основного договора. Правовая природа предварительных договоренностей не предполагает возникновения обязательственных отношений имущественного характера, вытекающих из будущего договора (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.12.2011 по делу № А19-20396/10).

Предварительный договор заключается в форме, установленной для основного договора (п. 2 ст. 429 ГК РФ). Если форма основного договора не установлена, предварительный договор должен быть заключен в письменной форме, а несоблюдение правил о форме предварительного договора влечет его ничтожность.

К предварительному договору применяются только правила о форме основного договора, а вот условие, например, об обязательной регистрации договора долевого строительства не распространяется на предварительный договор, так как предметом предварительного договора является обязательство сторон по поводу заключения будущего договора, а не обязательства по поводу недвижимого имущества (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.12.2007 по делу № А33-6921/07-Ф02-9180/07, информационное письмо Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 № 59 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”»).

Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора (п. 3 ст. 429 ГК РФ, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19.12.2008 по делу № А79-2342/2008). Если предварительный договор заключен на продажу недвижимости, в нем должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в т. ч. определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества (ст. 554 ГК РФ).

Также существенными и обязательными условиями предварительного договора являются условия, названные в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (ст. 432 ГК РФ).

Предварительным договором должен быть определен срок (или событие, которое должно неизбежно наступить), в течение которого стороны обязуются заключить основной договор. Если он не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора (п. 4 ст. 429 ГК РФ, постановление ФАС Центрального округа от 12.02.2008 по делу № А14-3230/2007/129/13).

В соответствии с п. 4 ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.

Договор подряда

Правовые основы договора подряда регулируются нормами главы 37 «Подряд» ГК РФ, а также постановлением Государственного строительного комитета СССР от 02.02.88 № 16 «Об утверждении положения о заказчике-застройщике (едином заказчике, дирекции строящегося предприятия) и техническом надзоре».

В соответствии с п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик — принять результат работы и оплатить его.

Предметом договора подряда является изготовление или переработка (обработка) вещи либо выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику (ст. 703 ГК РФ). Если предметом договора подряда является изготовление вещи, подрядчик обязан передать права на эту вещь заказчику.

Подрядчики — это физические и юридические лица, выполняющие работы по договору подряда, государственному или муниципальному контракту, заключаемому в соответствии с ГК РФ.

Обязанности сторон по договору подряда

Подрядчик обязан:

— осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией и сметой, определяющей цену работ. Все работы, указанные в технической документации, должны быть выполнены в обязательном порядке, если в договоре отсутствуют иные указания на этот счет (п. 1 ст. 743 ГК РФ);

— сообщить заказчику о необходимости проведения дополнительных работ и увеличении сметной стоимости строительства в случае обнаружения в ходе строительства работ, не учтенных в технической документации: приостановить соответствующие работы при неполучении от заказчика ответа на сообщение в течение десяти дней (если не установлен иной срок) (п. 3 ст. 743 ГК РФ);

— предоставлять для строительства материалы, в том числе детали и конструкции, оборудование, если такая обязанность возложена на подрядчика договором (п. 1 ст. 745 ГК РФ). Договором подряда на капитальное строительство обязанность по материально-техническому обеспечению может быть возложена и на заказчика. Если обнаружится, что предоставленные заказчиком материалы и оборудование невозможно использовать без ухудшения качества работ, и если заказчик откажется от их замены, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать от заказчика уплаты цены договора пропорционально выполненной части работ (п. 3 ст. 745 ГК РФ);

— сообщить заказчику о готовности к сдаче результата выполненных по договору работ либо выполненного их этапа (п. 1 ст. 753 ГК РФ);

— нести риск случайной гибели или повреждения объекта строительства, составляющего предмет договора подряда на капитальное строительство, до приемки объекта заказчиком в соответствии (п. 1 ст. 741 ГК РФ). Если сдача выполненных по договору работ производится поэтапно, заказчик, принявший результат отдельного этапа работ, несет риск случайной гибели или повреждения результата работ не по вине подрядчика.

Заказчик по договору подряда на капитальное строительство обязан (ст. 747 ГК РФ):

— своевременно предоставить для строительства земельный участок, площадь и состояние которого должны соответствовать условиям договора, а при отсутствии условий - обеспечивать своевременное начало работ и их завершение в установленный срок;

— передавать подрядчику в пользование здания и сооружения, необходимые для осуществления работ, обеспечивать транспортировку грузов в адрес подрядчика, временную подводку сетей энергоснабжения, водоснабжения и паропровода, оказывать другие услуги, если такая обязанность установлена договором (оплата перечисленных услуг заказчика осуществляется в случаях и на условиях, предусмотренных договором);

— принять результата работ, выполненных по договору подряда на капитальное строительство, после получения сообщения подрядчика о готовности к их сдаче. Заказчик вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, исключающих возможность его использования для указанной в договоре строительного подряда цели, которые не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком.

Сдача подрядчиком результата работ и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.11.2011 по делу № А43-2840/2011).

Права сторон по договору подряда

Подрядчик вправе требовать пересмотра сметы, если стоимость работ по не зависящим от него причинам превысила 10%, в том числи из-за недостатков технической документации (п. 3 ст. 744, п. 3 ст. 743 ГК РФ), а при отказе заказчика выполнить это требование — расторжения договора в соответствии со ст. 451 ГК РФ. Подрядчик, не сообщивший заказчику о необходимости проведения дополнительных работ, не учтенных в технической документации, не имеет права требовать их оплаты, даже если они были включены в акт приемки, подписанный представителем заказчика. Акт подтверждает лишь факт выполнения подрядчиком работ, а не согласие заказчика на их оплату (п. 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда»).

Таким образом, существует два варианта квалификации сверхсметных объемов работ.

Первый вариант: такие работы квалифицируются как работы, подпадающие под действие п. 3, 4 ст. 743 ГК РФ и, соответственно, требующие получения согласия заказчика на их осуществление. В этом случае при отсутствии согласия, подтвержденного документально (дополнительное соглашение к договору, дополнительная смета и т. д.), подрядчик не вправе требовать оплаты сверхсметных объемов работ даже при наличии подписанного сторонами акта приемки.

Второй вариант: как работы, не являющиеся дополнительными по отношению к работам, изначально предусмотренным в договоре строительного подряда (государственном или муниципальном контрактах), представляющие неосновательное обогащение заказчика и подлежащие включению в дополнительный договор или взысканию в судебном порядке. Расходы на выполнение работ, подпадающих под действие п. 3, 4 ст. 743 ГК РФ, от оплаты которых заказчик отказался, не могут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Подрядчик также вправе сохранить право на оплату работ по цене, предусмотренной договором, в случае значительного уменьшения фактических расходов подрядчика, которые учитывались при определении цены работы (экономия подрядчика), если заказчик не докажет, что полученная подрядчиком экономия повлияла на качество выполненных работ. Кроме того, в договоре стороны могут предусмотреть порядок распределения между собой полученной подрядчиком экономии (ст. 710 ГК РФ).

Кроме того, у подрядчика есть право удержать результат работы, а также принадлежащее заказчику оборудование, переданную для переработки (обработки) вещь, остаток неиспользованного материала и другое оказавшееся у него имущество заказчика до уплаты им соответствующих сумм (ст. 359, 360, 712 ГК РФ), если заказчик не уплатил подрядчику установленную договором цену либо иную причитающуюся ему сумму в связи с выполнением договора подряда.

И наконец, подрядчик вправе отказаться от договора строительного подряда и потребовать от заказчика уплаты цены договора пропорционально выполненной части работ, если предоставленные заказчиком материалы или оборудование невозможно использовать в работах без ухудшения их качества (п. 3 ст. 745 ГК РФ).

Если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае он выступает в роли генерального подрядчика, который несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком, а перед субподрядчиком — ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда (ст. 706, 403, п. 1 ст. 313 ГК РФ).

Если подрядчиком нарушено условие договора подряда или закона о личном выполнении работ, он несет перед заказчиком ответственность за убытки, причиненные участием субподрядчика в исполнении договора.

С согласия генподрядчика заказчик вправе заключить договоры о выполнении отдельных работ с другими лицами. В этом случае указанные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение работы непосредственно перед заказчиком.

В соответствии со ст. 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. При этом подрядчиком и заказчиком могут быть согласованы промежуточные сроки, то есть сроки завершения отдельных этапов работ.

При нарушении сроков выполнения работы (начального, конечного или промежуточного), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, ответственность несет подрядчик, но отказаться от принятия работы и потребовать возмещения убытков заказчик вправе лишь при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков (постановление ФАС Поволжского округа от 28.01.2010 по делу № А65-7027/2009).

Важно!

В соответствии с ГК РФ установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора о расторжении, изменении договора (п. 2 ст. 452 ГК РФ). Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии — в 30-дневный срок. Несоблюдение данного порядка влечет оставление иска без рассмотрения (постановления ФАС Московского округа от 22.05.2012 № А41-24910/11, Поволжского округа от 14.06.2011 № А12-15581/2010).

В договоре подряда указывается цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. При отсутствии в договоре таких указаний исполнение договора должно быть оплачено по цене, обычно взимаемой при сравнимых обстоятельствах за аналогичные работы (ст. 709, п. 3 ст. 424 ГК РФ). Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.

Цена работы может быть определена путем составления сметы. В случае когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком. Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой (п. 4 ст. 709 ГК РФ).

Если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине существенно превышена приблизительная цена работы, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика; в противном случае подрядчик будет обязан выполнить договор, сохраняя право на оплату работы по цене, определенной в договоре. Если заказчик не соглашается с превышением указанной в договоре цены, он вправе отказаться от договора. В этом случае подрядчик может требовать от заказчика уплатить ему стоимость выполненной части работы.

Подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик — ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов (п. 4 ст. 709 ГК РФ).

Сметная стоимость и сметная документация

Смета — это документ, в котором указывается сумма затрат на проект, расписанная по статьям расходов (заработная плата, налоги и отчисления по заработной плате, хозяйственные расходы, приобретение комплектующих и прочие расходы).

Сметная стоимость представляет собой сумму денежных средств, необходимых для осуществления строительства в соответствии с проектными материалами, и служит основой для определения капитальных вложений, финансирования строительства, формирования договорных цен на строительную продукцию, расчетов за выполненные подрядные (строительно-монтажные, ремонтно-строительные и др.) работы, оплаты расходов на приобретение оборудования и доставку его до стройки, а также возмещения других затрат за счет средств, предусмотренных сводным сметным расчетом. Сказанное следует из «Методики определения строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004», утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 (далее — Методика № 15/1).

В Методике № 15/1 представлены общие положения по составлению сметной документации и определению сметной стоимости строительства, выполнения ремонтных, монтажных и пусконаладочных работ на всех стадиях разработки предпроектной и проектной документации, формированию договорных цен на строительную продукцию и проведению расчетов за выполненные работы, которые рекомендуются для использования организациями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществляющими строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также внебюджетных источников финансирования.

Сметные нормативы подразделяются на следующие виды (п. 2.3 Методики № 15/1):

— государственные сметные нормативы (ГСН);

— отраслевые сметные нормативы (ОСН), введенные для строительства, осуществляемого в пределах соответствующей отрасли;

— территориальные сметные нормативы (ТСН), введенные для строительства, осуществляемого на территории соответствующего субъекта РФ, предназначенные для организаций, осуществляющих строительство или капитальный ремонт на территории этого субъекта, независимо от их ведомственной подчиненности и источников финансирования выполняемых работ;

— фирменные сметные нормативы (ФСН), учитывающие реальные условия деятельности конкретной организации — производителя работ;

— индивидуальные сметные нормативы (ИСН), разрабатываемые с учетом конкретных условий производства работ со всеми усложняющими факторами. При их применении начисление повышающих коэффициентов не производится.

Сметные нормативы подразделяются на элементные и укрупненные. К элементным относятся государственные (ГЭСН-2001) и индивидуальные элементные сметные нормы, а также нормы по видам работ. К укрупненным — сметные нормативы, выраженные в процентах, и укрупненные сметные нормативы и показатели (п. 2.4 Методики № 15/1).

На основе государственных элементных сметных норм (ГЭСН) определяются состав и потребность в материально-технических и трудовых ресурсах, необходимых для выполнения строительных, монтажных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ. Сборники ГЭСН используются для определения прямых затрат в составе сметной стоимости строительства ресурсным методом, разработки единичных расценок, индивидуальных и укрупненных сметных норм (расценок), применяемых в строительстве.

На основании ГЭСН разрабатываются сметные расценки на строительные работы и конструкции, монтаж оборудования, а также ремонтно-строительные и пусконаладочные работы, которые объединяют в сборники единичных расценок (ЕР) (п. 2.11 Методики № 15/1). Сборники ЕР разрабатываются в базисном уровне цен (по состоянию на 1 января 2000 г.) и являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей на территории РФ. Сборники ЕР подразделяются на федеральные, территориальные и отраслевые.

Основанием для определения сметной стоимости строительства могут являться (п. 3.9 Методики № 15/1):

— исходные данные заказчика для разработки сметной документации, предпроектная и проектная документация, пояснительные записки к проектным материалам;

— действующие сметные нормативы, а также отпускные цены и транспортные расходы на материалы, оборудование, мебель и инвентарь;

— отдельные, относящиеся к соответствующей стройке, решения органов государственной власти.

Обратите внимание!

Проектно-сметная документация — это нормативно установленный комплекс документов, обосновывающих целесообразность и реализуемость проекта, раскрывающих его сущность, позволяющих осуществить проект, содержащий материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющий архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их капитального ремонта. Лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо привлекаемое на основании договора застройщиком или техническим заказчиком физическое или юридическое лицо (ч. 5 ст. 48 ГрК РФ).

Виды работ по подготовке проектной документации, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только лицами, имеющими свидетельства о допуске к ним, выданные саморегулируемыми организациями (далее — СРО) (ч. ч. 4, 5 ст. 48 ГрК РФ).

Задание на проектирование и иные исходные данные, необходимые для составления технической документации, в соответствии со ст. 759 ГК РФ передаются подрядчику заказчиком. Вместе с тем задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком.

Проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком. Если проектная документация подлежит экспертизе, она утверждается только при наличии положительного заключения (ч. 15 ст. 48 ГрК РФ).

Сметная документация состоит из локальных смет, локальных сметных расчетов, объектных смет, объектных сметных расчетов, сметных расчетов на отдельные виды затрат, сводных сметных расчетов стоимости строительства (ремонта), сводок затрат и других документов.

Локальные сметы составляются на отдельные виды работ и затрат.

Объектные сметы объединяют в своем составе данные из локальных смет и относятся к документам, на основе которых формируются договорные цены на объекты. Объектные сметы рекомендуется составлять в текущем уровне цен на объекты в целом путем суммирования данных локальных смет с группировкой работ и затрат по соответствующим графам сметной стоимости строительных работ, монтажных работ, оборудования, мебели и инвентаря, прочих затрат.

В сметной документации допускается указывать стоимость работ в двух уровнях цен:

— базисном, определяемом на основе действующих сметных норм и цен 2001 г.;

— текущем, определяемом на основе цен, сложившихся ко времени составления сметной документации.

Методы определения стоимости, используемые при составлении смет

При составлении смет могут применяться ресурсный, ресурсно-индексный, базисно-индексный методы определения стоимости, а также метод на основе укрупненных сметных нормативов, в том числе банка данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектов-аналогов.

При ресурсном методе производится калькулирование в текущих (прогнозных) ценах и тарифах ресурсов (элементов затрат), необходимых для реализации проектного решения. Все затраты суммируются в натуральном выражении в текущих ценах. При этом используются такие показатели, как расход материалов и комплектующих изделий (квадратные метры, штуки), время использования строительных машин и механизмов (маш/час), трудоемкость (чел/час).

Ресурсно-индексный метод предусматривает сочетание ресурсного метода с системой индексов на ресурсы, используемые в строительстве, то есть стоимость строительства определяется в базисных ценах и умножается на индексы, приводящие цены к уровню, существующему на данный момент.

Базисно-индексный метод определения стоимости строительства основан на использовании системы текущих и прогнозных индексов по отношению к стоимости, определенной в базисном уровне цен. Суммируется стоимость укрупненных видов строительной продукции в базисных ценах, после чего полученный результат умножается на индексы пересчета базисных цен в текущие цены.

При методе применения банка данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектов используются стоимостные данные о ранее построенных или запроектированных аналогичных зданиях и сооружениях.

В настоящее время при определении стоимости строительства на практике используются базисно-индексный и ресурсный.

При использовании базисно-индексного метода сметная документация составляется в базисном уровне цен, предусмотренном в сборниках сметно-нормативной базы (ФЕР-2001 или ТЕР-2001), с последующим перемножением на индекс, соответствующий периоду составления сметной документации или периоду выполнения предусмотренных ею работ.

При ресурсном методе стоимость строительства определяется на основании сборников, содержащих элементные показатели расхода ресурсов, необходимые для выполнения единицы работ: затраты труда, время эксплуатации машин и механизмов, нормы расхода материалов (сборники государственных элементных сметных норм (ГЭСН-2001) и текущей (прогнозной) стоимости указанных ресурсов). Составление сметной документации ресурсным способом предполагает наличие полного перечня необходимых ресурсов для возведения объекта строительства.

Решение о выборе метода определения стоимости строительства относится к компетенции заказчика строительства.

Определение стоимости базисно-индексным методом является более гибким и не требует такой степени детализации проектных решений (составления сметных расчетов на основе укрупненных показателей стоимости строительства, использования данных о базисной стоимости запроектированных и построенных аналогов).

Сводные сметные расчеты стоимости строительства рассматриваются как документы, определяющие сметный лимит средств, необходимых для полного завершения строительства всех объектов, предусмотренных проектом. Сводный сметный расчет стоимости строительства, утвержденный в установленном порядке, служит основанием для определения лимита капитальных вложений и открытия финансирования строительства.

Что еще нужно знать о методике № 15/1

Методика № 15/1 применяется для определения начальной (стартовой) цены строительной продукции при разработке тендерной документации для проведения конкурсов по размещению подрядов на выполнение работ и оказание услуг в строительстве и договорных цен на строительную продукцию, устанавливаемых на основе переговоров с подрядчиками.

Положения Методики № 15/1, обязательны для всех предприятий и организаций независимо от их принадлежности и формы собственности, осуществляющих капитальное строительство за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ, государственных кредитов, получаемых под государственные гарантии, других средств, поступающих в качестве государственной поддержки, если иное не предусмотрено соответствующими распорядительными документами Правительства РФ.

Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств организаций и физических лиц, положения Методики № 15/1 носят рекомендательный характер. Эти положения распространяются и на работы, выполняемые хозяйственным способом, на объекты капитального ремонта зданий и сооружений по отраслям.

Обратите внимание!

Официальной нормативной и методической документацией, утвержденной, согласованной, одобренной и введенной в действие в установленном порядке, распространяемой через розничную сеть, являются издания федерального государственного учреждения «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» (ФГУ ФЦЦС) на бумажном носителе (письмо Росстроя от 08.02.2008 № ВБ-339/02).

Копии официальных нормативных и методических документов (ГЭСН-2001, ФЕР-2001, МДС и др.), издаваемые коммерческими организациями, а также публикации в средствах массовой информации и Интернете не гарантируют точность изложения и могут использоваться только в информационных целях.

Ответственность за нарушения в сфере строительства

Заключая договор на строительство, получая техническую и разрешительную документацию от заказчика необходимо помнить о дисциплинарной, имущественной, административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ за нарушения правил производства работ.

Составы административных правонарушений

В соответствии с п. 1 ст. 9.4 КоАП РФ административная ответственность наступает при нарушении требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий). Ответственность за названные нарушения применяется в виде предупреждения или административного штрафа:

— для граждан — в размере от 1000 до 2000 руб.;

— для должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб.;

— для юридических лиц — от 100 000 до 300 000 руб.

Кроме того не допускается (ст. 9.5 КоАП РФ):

— строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения, если для осуществления строительства, реконструкции предусмотрено получение разрешений;

— нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства или неуведомление этих органов о сроках завершения работ, подлежащих проверке;

— продолжение работ до составления актов об устранении выявленных контролирующими органами недостатков при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность установлена, в частности, за нарушение правил безопасности при ведении строительных работ (ст. 216 УК РФ). Нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба, наказывается:

— штрафом в размере до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев;

— либо ограничением свободы на срок до трех лет;

— либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;

— либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (см. также составы правонарушений, упомянутые в п. 2 ст. 216, ст. 246, 255 УК РФ).

Крупным в соответствии с главой 24 УК РФ признается ущерб, сумма которого превышает 500 000 руб.

Участие в саморегулируемых организациях

Виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ (ч. 2 ст. 52 ГрК РФ). Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждены приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624.

Важно!

Для выполнения видов и групп видов работ, отмеченных в Перечне знаком звездочка (*), требуется получение свидетельства о допуске к работам, влияющим на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения их на объектах, указанных в ст. 48.1 ГрК РФ. По остальным группам и видам работ требуется получение свидетельства о допуске вне зависимости от того, выполняются они на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах или нет (письмо Минрегиона России от 14.01.2012 № 916-08/ДШ-ОГ «О порядке выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»).

Виды СРО установлены ст. 55.3 ГрК РФ.

Саморегулируемая организация может выдать свидетельства о допуске к видам работ в отношении только тех видов работ, решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым отнесено общим собранием членов саморегулируемой организации к сфере деятельности саморегулируемой организации (ч. 5 ст. 55.8 ГрК РФ).

В члены СРО могут быть приняты юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, соответствующие требованиям к выдаче свидетельств о допуске к одному или нескольким видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым отнесено общим собранием членов СРО к сфере деятельности СРО (ч. 1 ст. 55.6 ГрК РФ).

Если организация соответствует необходимым требованиям для вступления в СРО, она должна внести взнос в компенсационный фонд СРО и уплатить вступительный взнос (ст. 55.4 ГрК РФ). Минимальный размер взноса в действительности зависит от области выполнения работ:

— 150 000 руб. для организаций (предпринимателей), планирующих выполнять работы по инженерным изысканиям или по подготовке проектной документации;

— 300 000 руб. для организаций (предпринимателей), планирующих осуществлять работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.

Помимо этого, организация (предприниматель) уплачивает членские взносы, размер которых устанавливается СРО вплоть до исключения из членов СРО. Вступление в другую СРО автоматически не прекращает членство в первой саморегулируемой организации, что влечет сохранение обязанности вносить членские взносы в установленном порядке (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2012 № 09АП-9361/2012-ГК).

Что касается ответственности за несоблюдение законодательно установленных требований для участников строительного рынка о членстве в СРО, в соответствии со ст. 9.5.1 КоАП РФ:

— выполнение работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, без свидетельства о допуске к указанным видам работ, если такое свидетельство является обязательным, влечет наложение административного штрафа в размере от 40 000 до 50 000 руб.;

— несоблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при выполнении работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, минимально необходимых требований к выдаче свидетельства о допуске влечет наложение административного штрафа в размере от 30 000 до 40 000 руб. При повторном в течение года нарушении минимально необходимых требований наступит ответственность в виде штрафа в размере от 40 000 до 50 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Членство в СРО прекращается в случае:

— добровольного выхода предприятия;

— исключения фирмы по решению общего собрания (постоянно действующего коллегиального органа управления) СРО;

— ликвидации юридического лица — члена СРО.