Правила проведения торгов могут стать едиными

| статьи | печать

Для проведения торгов, которые не относятся к госзакупкам и организованным торгам, могут установить единый порядок. Он будет применяться в отношении торгов, например, на размещение рекламы, приобретение или аренду государственного и муниципального имущества.

Минэкономразвития России разработало законопроект «Об открытых торгах в Российской Федерации» (опубликован на regulation.gov.ru под ID 02/04/08-16/00053011). Его суть заключатся в том, чтобы создать единый порядок для проведения торгов, за исключением тех, которые подпадают под действие федеральных законов от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах».

Таким образом, единый порядок могут установить для проведения торгов при размещении рекламных конструкций, реализации заложенного и арестованного имущества, при продаже и предоставлении в аренду государственного и муниципального имущества, земельных и лесных участков, участков недр, водных объектов и т.д. Дело в том, что сейчас в таких случаях правила торгов определяются, как правило, самостоятельно организаторами торгов. Причем, к примеру, при размещении рекламных конструкций каждое муниципальное образование устанавливает свой порядок проведения торгов, и у каждого из них могут значительно отличаться даже ключевые положения: требования к участникам, в том числе предквалификация, источник опубликования извещения, сроки подачи заявок. В итоге в зависимости от сферы проведения торгов, а также требований, установленных конкретным организатором торгов, потенциальным участникам торгов приходится проходить абсолютно разные процедуры, зачастую с избыточным перечнем требований и ограничений. Например, проблематичным является требование личного участия уполномоченного представителя на процедуре подачи ценовых предложений. Из-за этого некоторые имущественные права, обладая достаточной ликвидностью, продаются на обязательных торгах по ценам ниже рыночных или не продаются вовсе.

В связи с этим в проекте закона предлагается закрепить единую универсальную процедуру проведения торгов как в традиционной («молоточной»), так и в электронной форме. Электронные торги будут проводиться в отношении недвижимого имущества (кроме случаев, указанных в Земельном кодексе РФ), ценных бумаг (за исключением не обеспеченных залогом, обязанным по которым является банкрот, а также обращающихся на организованных торгах, и инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов), имущественных прав (за исключением не обеспеченных залогом прав требования к банкроту), предметов, имеющих историческую или художественную ценность, предмета торгов, начальная цена которого превышает 100 000 руб., имущества и предприятия должника в случаях, установленных Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Для доступа к подаче заявок на участие в электронных торгах необходимо будет получить аккредитацию на универсальной электронной площадке или на официальном сайте торгов (скорее всего, www.torgi.gov.ru). Причем если участник торгов получит аккредитацию на одной из электронных площадок либо на официальном сайте торгов, то он автоматически попадет в реестр участников открытых торгов сроком на три года. А это даст право участнику торгов получить мгновенную аккредитацию на всех универсальных электронных площадках.

Помимо реестра участников открытых торгов будут созданы единый реестр недобросовестных участников торгов и реестр заключенных договоров по результатам торгов и выданных специальных разрешений. Если участник торгов попадет в реестр недобросовестных участников торгов, то это будет основанием для отказа в участии такого лица в торгах. Интересно, что единый реестр недобросовестных участников торгов будет существовать отдельно от реестра недобросовестных поставщиков, которые участвовали в закупках. Это означает, что наличие компании в реестре недобросовестных участников торгов не повлияет на ее право участвовать в госзакупках.

Также в проекте предлагается общий закрытый перечень требований, предъявляемых к участникам торгов в форме аукциона, закрытый перечень требований к составу заявки на участие в торгах, исчерпывающий перечень оснований отказа в допуске к участию в торгах, закрытый перечень оснований признания торгов несостоявшимися, а также признания участников торгов уклонившимися от заключения договора или получения специального разрешения, перечень обязательной информации, подлежащей включению в состав извещения о проведении торгов, перечень обязательной информации, размещаемой на официальном сайте торгов.

Еще в законопроекте предлагается закрепить единые требования к работе универсальных электронных площадок, а также их операторов. Такие нововведения необходимы, поскольку сейчас существует огромное количество электронных площадок, а единого перечня таких площадок и требований к операторам этих площадок не установлено.

В целях сокращения случаев признания торгов несостоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие в торгах законопроектом предусматривается возможность для организатора торгов проводить повторные торги в упрощенном порядке. Такой порядок предполагает сокращение начальной цены предмета торгов и сроков, необходимых для организации и проведения торгов, а в случае признания несостоявшимися и повторных торгов — возможность проводить торги без объявления цены. При этом порядок проведения торгов без объявления цены предусматривает при наличии более чем одной заявки на участие в торгах проведение аукционной процедуры между участниками, подавшими заявки на участие.

Публичное обсуждение этого законопроекта продлится до 16 декабря 2016 г. Если его примут, то он может вступить в силу уже с 1 января 2018 г.