Муниципалитеты и регионы недооценивают собственный промышленный потенциал

| статьи | печать

Ни в одном из российских регионов потенциал развития промышленных зон не использован более чем на 20%. Такой принципиальный вывод прозвучал на первой в России деловой конференции в формате В2В (бизнес — бизнесу) InRussia-2016. Она прошла в Москве 14 октября благодаря партнерству нескольких международных бизнес-ассоциаций и Ассоциации индустриальных парков (АИП) России.

В России простаивают «без дела» огромные площади, на которых можно открыть производства или торговые центры, спортивные или досуговые комплексы. Вместо того чтобы таким образом приносить деньги в местные бюджеты, они лишь портят облик населенных пунктов, а порой представляют даже угрозу жизни и здоровью людей.

Редевелопмент промзон — новая жизнь старых площадок

По мнению участников состоявшихся в ходе InRussia-2016 дискуссий, возрождение в российских муниципиях прежних промышленных зон является одним из перспективных направлений создания индустриальных парков и технополисов.

Проекты редевелопмента территорий в большинстве случаев обладают высокой рентабельностью, утверждают аналитики федеральной группы инжиниринговых компаний (ФГИК) «Размах». Они подсчитали, что удорожание жилищного строительства на заброшенных площадях, даже с учетом возможного демонтажа и обязательной рекультивации земельных участков, не превысит 750 руб. на квадратный метр нового жилья.

Пример со строительством жилья на старых промышленных площадках приведен неслучайно. Такая концепция использования прежних промзон преобладает сейчас. Но, по прогнозу эксперта ФГИК «Размах» Алексея Фунтова, следует ожидать прироста промышленного освоения старых площадей на 5—7% уже в этом году и до 15% — к 2020 г. Его вывод основан на показателях федерального бюджета — текущих и на предстоящую трехлетку.

Муниципалитетам с «простаивающими промплощадками» и земельными участками, заброшенными их собственниками, самое время проявить инициативу и задружить с бизнесом — местным и заезжим, отечественным и иностранным. «Вдохнуть вторую жизнь» в пустыри и строения без окон и дверей — значит расширить свою налогооблагаемую базу. В отличие от особых экономических зон (ОЭЗ) и территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) индустриальные парки и технополисы не освобождаются от земельного налога, поступающего в полном объеме в местные бюджеты.

Не беда, если не удастся завлечь бизнес. Создание индустриальных парков в одном муниципалитете имеет синергетический эффект для окружающих его других муниципальных образований. Создаются новые рабочие места вблизи от местного населения. Расширяется рынок для местных производителей товаров и услуг. А это дополнительные налоговые поступления в местные бюджеты соседствующих с индустриальным парком муниципалитетов. Сельским муниципиям открывается еще возможность межмуниципальной хозяйственной кооперации для совместного открытия нового типа индустриальных парков — агропромышленного, что поднимет сельскохозяйственное производство и переработку аграрного сырья на более высокий технологический уровень.

Повысится и уровень жизни местных жителей, поскольку работодатели в индустриальных парках и вокруг них будут создавать комфортные досуговые и оздоровительные условия для персонала. При этом бизнес постарается строить и эксплуатировать торгово-развлекательные комплексы и рекреационно-культурные центры совместно с местной властью.

Примеры удачного редевелопмента подтверждают тезисы о перспективах муниципальных образований, прямо или опосредованно связанных с реиндустриализацией страны. Так, в подмосковных Озерах на территории бывшего текстильного производства создается одноименный индустриальный парк, а у городского округа на берегах Оки, похоже, начинается «ренессанс».

В Ленинградской области администрации Киришского городского поселения и одноименного муниципального района большие надежды связывают с индустриальным парком «Левобережный», создаваемым на территории бывшей промзоны ФГУП «Киришский биохимический завод». Предприятие было ликвидировано в 2011 г. по причине банкротства. Теперь здесь два первых резидента индустриального парка — ООО «Русджам стеклотара холдинг» и ООО «Первый деревопропиточный завод» — создали уже 900 рабочих мест. Всего здесь будет десять резидентов. Трудовой резерв для них в округе, в радиусе 50 км, оценивается в 1500 человек. Ближайшая жилая застройка находится на расстоянии одного километра от индустриального парка, который будет иметь единую санитарно-защитную зону, что освобождает резидентов от необходимости создавать собственное природоохранное окружение.

Влияния «Тойоты» недостаточно, важна высокая политическая воля

Еще один конструктивный вывод конференции имеет принципиальное значение для всей российской экономики.

Турбулентность глобальной экономики и политические вихри не остудили желания деловых кругов большинства стран работать в России. По свидетельству председателя Российско-Германской внешнеторговой палаты Маттиаса Шеппа, каждая четвертая из немецких компаний, которые еще не локализовали производство в России, намерена открыть российский филиал. А 55% из тех, кто уже инвестировал в экономику России, высказываются за наращивание локализации. По сообщению президента компании Schneider Electric в России и СНГ, первого вице-президента Бельгийско-Люксембургской торговой палаты Йохана Вандерплаетсе, его компания уже начала экспортировать произведенные в России товары в другие страны за пределы СНГ.

Вместе с тем представители международных корпораций назвали препятствия, которые необходимо преодолевать для наращивания локализации. В частности, опасение у них вызывает неравный доступ к закупкам, когда при наличии двух заявок на конкурс заявка от иностранной компании не рассматривается. Многие участники отметили также низкое качество отечественных комплектующих, что не позволяет оперативно замещать импорт без потери качества.

Руководитель представительства японской ассоциации ROTOBO в Москве Такафуми Накаи с сожалением отметил слабое продвижение на российский рынок малых и средних предприятий из Японии. Причину он видит в резких взлетах и падениях рынка. «Кажется, все идет гладко, затем наступает кризис, — констатировал Т. Накаи. — И такая ситуация каждый раз повторяется». Это, по его словам, снижает эффект «влияния» на весь японский бизнес компании «Тойота», первой открывшей производство в России.

Он назвал три фактора, которые должны способствовать продвижению японского бизнеса в Россию. Это:

  • улучшение инвестиционного климата;

  • стабилизация экономики;

  • улучшение политических отношений между двумя странами.

Относительно первого фактора Т. Накаи отметил усилия российских властей и бизнеса, благодаря которым ситуация с каждым годом меняется в лучшую сторону. Говоря о стабилизации российской экономики, он высказался за ее диверсификацию, чтобы уменьшить амплитуду скачков и сделать экономику предсказуемой для инвесторов. В этом направлении японский бизнес ждет инициатив от российского правительства.

В настоящее время японские фирмы работают на 65 промышленных площадках в 25 субъектах РФ. Так, компания «Мицуи», более двух веков входившая в четыре главных дзайбацу (производственных конгломерата) Японии, локализовало свое производство на муниципальных территориях пяти российских регионов — Санкт-Петербурга, республик Бурятия и Саха, Сахалинской и Свердловской областей.

Деловой мир не дремлет, несмотря на санкции и контрсанкции, что только побуждает органы местного самоуправления к проявлению большей активности и инициативы в общем процессе реиндустриализации страны.

Структура предпочтений при освоении территорий прежних промышленных зон

Федеральный округ

Концепция редевелопмента территорий, ед.

Жилищное строительство

Коммерческое строительство

Промышленность и модернизация

Социальная инфраструктура

Рекреационно-культурная инфраструктура

Социальная инфраструктура

Центральный

30

37

11

11

7

4

Приволжский

24

17

28

11

12

8

Южный

32

29

7

11

7

14

Крымский

19

19

16

13

18

15

Дальне-Восточный

29

19

14

10

5

6

Уральский

32

17

16

12

16

6

Сибирский

28

25

10

12

14

11

Северо-Кавказский

21

25

11

11

20

12

Северо-Западный

32

27

8

12

9

6

Примечание. Статистика по состоянию на 01.07.2016, до упразднения Крымского ФО.

ИСТОЧНИК: ФГИК «Размах»

Динамика создания японским бизнесом промышленных баз в РФ в 2000—2016 гг., ед. каждый год

Годы

00

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

11

12

13

14

15

16

Число

1

0

0

2

0

5

4

6

4

4

2

5

10

8

3

2

1

ИСТОЧНИК: Японская ассоциация по торговле с Россией и новыми независимыми государствами (РОТОБО)