1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 325

Привлекательность ОЭЗ для иностранных инвесторов

Россия, как и другие государства, заинтересована в привлечении иностранных инвестиций в свою экономику. В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, отмечается возрастающая роль особых экономических зон и указывается, что Правительство России должно обеспечить их совершенствование.

Зачем нужны ОЭЗ?

Многие экономики мира активно и успешно используют в качестве инструмента для привлечения иностранных инвестиций свободные экономические зоны (особые экономические зоны (ОЭЗ). Согласно Международной конвенции об упрощении гармонизации и таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) под свободной зоной понимается часть территории государства, в пределах которой любые прибывшие на нее товары обычно рассматриваются в том, что касается импортных пошлин и налогов, как товары, находящиеся за пределами таможенной территории. Другими словами, свободной экономической зоной является часть территории страны с особым льготным режимом для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

В 2005 году в связи с принятием Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее – «Закон об ОЭЗ») наступил новый этап в развитии российских ОЭЗ. Значимость данного закона заключается в установлении единой правовой основы для создания и функционирования ОЭЗ на территории РФ, а также Законом об ОЭЗ закреплены новые принципы взаимоотношения государственной власти с бизнесом1. На сегодняшний день в России действуют 23 особые экономические зоны.

Согласно Закону об ОЭЗ основными целями создания особых экономических зон являются:

– развитие обрабатывающих отраслей экономики, развитие туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктуры;

– разработка технологий и коммерсализация их результатов;

– производство новых видов продукции.

Кроме особых экономических зон, создаваемых в соответствии с вышеуказанным Законом, в России существуют особые экономические зоны, формируемые на основании отдельных федеральных законов. Создание подобных ОЭЗ обусловлено необходимостью оказания поддержки соответствующим регионам в силу их географического, важного стратегического или иного значения для России. На сегодняшний день действуют три подобные зоны: ОЭЗ Калининградской области, ОЭЗ Магаданской области и свободная экономическая зона Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

С целью определения эффективности работы ОЭЗ Минэкономразвития РФ ежегодно оценивает каждую ОЭЗ по пяти группам количественных показателей:

– эффективность ОЭЗ в целом;

–эффективность управляющей компании ОЭЗ;

–деятельность резидентов ОЭЗ;

–эффективность государственных вложений в развитие зоны;

–влияние зоны на социально-экономическое развитие региона.

Необходимо отметить, что существуют также и международные рейтинги особых экономических зон, в которых принимают участие и российские ОЭЗ. FDI Intelligence (подразделение Financial Times, специализирующееся на прямых инвестициях) составляет международный рейтинг, выделяя несколько лидирующих зон в различных регионах мира. Для оценки зон специальное жюри изучает материалы об условиях для инвесторов, предоставленные самими ОЭЗ, их национальными кураторами и резидентами. Согласно международным рейтингам наиболее эффективными среди российских ОЭЗ являются «Алабуга» в Татарстане и Липецкая ОЭЗ.

Четыре типа

Закон об ОЭЗ определяет ОЭЗ как часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

С момента принятия указанного закона количество типов ОЭЗ увеличилось в два раза. Сегодня на территории России возможно создание четырех типов ОЭЗ:

–промышленно-производственных;

–технико-внедренческих;

–туристско-рекреационных;

– портовых.

Правительство РФ может объединить ОЭЗ одного типа или нескольких типов в кластер. Например, в 2010 году был создан туристический кластер «Курорты Северного Кавказа» (Постановление Правительства РФ № 833 «О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея»).

Промышленно-производственные ОЭЗ. Промышленно-производственные ОЭЗ создаются в целях осуществления промышленно-производственной или логистической деятельности. Под промышленно-производственной деятельностью понимается деятельность по производству и (или) переработке товаров (продукции) и их реализация. А под логистической – оказание услуг по обеспечению перевозок и складированию товаров. В настоящий момент в России действует восемь ОЭЗ данного типа: в г. Астрахани, г. Владивостоке, «Липецк» в Липецкой области, «Алабуга» в Республике Татарстан, «Тольятти» в Самарской области, «Титановая долина» в Свердловской области, «Моглино» в Псковской области, «Калуга» в Калужской области.

Технико-внедренческие ОЭЗ. В технико-внедренческих ОЭЗ осуществляется соответственно технико-внедренческая деятельность, которая включает в себя в том числе инновационную деятельность, создание, производство и реализацию научно-технической продукции и т. д. Резидент ОЭЗ указанного типа получает доступ к инновационной инфраструктуре, необходимой для осуществления подобной деятельности. Сегодня в России действует пять зон данного типа: «Зеленоград» в г. Москве, «Дубна» в Московской области, в г. Санкт-Петербурге, «Томск» в Томской области, «Иннополис» Республика Татарстан.

Туристско-рекреационные ОЭЗ. Цель создания туристско-рекреационных ОЭЗ заключается в развитии туризма и санаторно-курортной сферы. Для достижения указанной цели в данном типе зоны допускается ведение деятельности по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов туристской индустрии, а также по разработке месторождений минеральных вод и других природных лечебных ресурсов и иной деятельности, предусмотренной Законом об ОЭЗ. Только в ОЭЗ данного типа разрешается размещение объектов жилищного фонда, то есть жилых помещений (ст. 19 ЖК РФ). В настоящий момент существует семь ОЭЗ данного типа: «Алтайская долина» в Республике Алтай, «Байкальская гавань» в Республике Бурятия, «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае, «Гранд Спа Юца» в Ставропольском крае, «Ворота Байкала» в Иркутской области, «Остров Русский» в Приморском крае, туристический кластер в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея.

Портовые ОЭЗ. В портовых ОЭЗ помимо портовой деятельности возможна деятельность по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры морского, речного портов или аэропорта. Закон об ОЭЗ содержит широкое определение портовой деятельности. В частности, она включает производство, ремонт, техническое обслуживание судов, оптовую и биржевую торговлю товарами, переработку водных биологических ресурсов, а также иные обычные услуги, оказываемые в морском и речном портах, аэропортах в соответствии с международными договорами России и российским законодательством. В настоящий момент существуют следующие портовые ОЭЗ: «Ульяновск-Восточный» в Ульяновской области, «Советская Гавань» в Хабаровском крае, ОЭЗ в Мурманской области.

Преференции для резидентов

Процедура получения статуса резидента ОЭЗ достаточна проста в административном плане. Инвестору, желающему приобрести указанный статус, необходимо, во-первых, учредить коммерческую организацию в любой форме, предусмотренной российским законодательством, за исключением унитарного предприятия. Во-вторых, заключить с органами управления ОЭЗ соглашение об осуществлении соответствующей деятельности в зависимости от типа зоны.

Резиденты ОЭЗ любого типа получают утвержденную на государственном уровне гарантию от неблагоприятного изменения законодательства РФ о налогах и сборах. В связи с этим акты законодательства федерального, регионального и местного уровней о налогах и сборах, ухудшающие положения налогоплательщиков – резидентов ОЭЗ не применяются в отношении них, за исключением актов федерального законодательства о налогах и сборах, касающихся налогообложения подакцизных товаров.

Как уже было указано ранее, на территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Преимущество настоящего режима заключается в том, что он предоставляет резидентам ОЭЗ льготы комплексного характера, то есть льготы по разным отраслям российского законодательства (налогового, гражданского, таможенного и административного).

Налоговые льготы. Налогообложение резидентов ОЭЗ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которое предусматривает следующие льготы для резидентов ОЭЗ.

1. Для организаций – резидентов ОЭЗ законами субъектов России может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, если будет осуществляться ведение раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности на территории ОЭЗ, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за ее пределами (п. 1 ст. 284 НК РФ; письма Минфина России от 30.03.2016 № 03-11-20/18016, от 02.02.2012 № 03-03-05/6). Размер указанной налоговой ставки не может быть ниже 13,5%. Например, в промышленно-производственной ОЭЗ налог на прибыль составляет 2% первые пять лет; 7% – следующие пять лет; 15,5% – следующие пять лет.

2. Организация – участник ОЭЗ освобождается от уплаты налога на имущество, учитываемого на его балансе, если оно было создано или приобретено в целях ведения деятельности на территории ОЭЗ, а также если оно используется на данной территории (п. 17 ст. 381 НК РФ). Освобождение от налога на имущество действует в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества.

3. Организация – резидент ОЭЗ освобождается от уплаты земельного налога в отношении земельного участка, расположенного на территории ОЭЗ (п. 9 ст. 395 НК РФ; Письмо Минфина России от 03.06.2010 № 03-05-05-02/40). Освобождение предоставляется на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок. Судостроительные организации – резиденты промышленно-производственной ОЭЗ с момента их регистрации в качестве резидентов ОЭЗ освобождаются от уплаты земельного налога на земельный участок, используемый в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения.

4. Региональным налоговым законодательством может быть предусмотрена льготная ставка по транспортному налогу. Так, в соответствии с ст. 5-1 Закона Санкт-Петербурга от 14.07.1995 № 81-11 «О налоговых льготах» резиденты освобождаются от уплаты налога на транспортные средства на пять лет с момента их регистрации в порядке, установленном законодательством России. Данная налоговая льгота не применяется в отношении водных и воздушных транспортных средств.

5. Не подлежат налогообложению НДС на территории РФ проведение работ и оказание услуг резидентами портовой ОЭЗ в соответствии с подп. 27 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Таможенные льготы. На территории ОЭЗ «Тольятти» действует режим свободной таможенной зоны. Он позволяет инвесторам избежать переплаты, связанной с импортированием оборудования, ресурсов и материалов или экспорта готовых изделий.

Свободная таможенная зона – таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров Таможенного союза (Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 (ред. от 08.05.2015) «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском»).

Ввозимые на территорию ОЭЗ «Тольятти» иностранные товары (оборудование, сырье, комплектующие, строительные материалы) размещаются и используются без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования.

Льготы гражданско-правового характера. По общему правилу резидент ОЭЗ владеет и пользуется недвижимым имуществом, в том числе земельным участком, на праве аренды. Министерство экономического развития России разработало примерную форму договора аренды недвижимого имущества и земельного участка, определило методику расчета арендной платы для резидентов ОЭЗ (приказы Минэкономразвития России от 12.04.2006 № 95; от 14.07.2006 № 190). Резидент ОЭЗ вправе выкупить земельный участок, предоставленный ему в аренду, в порядке, установленном законодательством РФ, если он осуществит строительство объекта недвижимости на нем.

Также в завершение необходимо отметить, что в 2014 году был принят Федеральный закон от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Данным законом была образована еще одна свободная экономическая зона сроком на двадцать пять лет. При этом срок ее существования может быть продлен. Резиденты настоящей ОЭЗ также получают многочисленные налоговые, административные и иные льготы. Некоторой особенностью данной зоны является то, что деятельность в ней могут осуществлять как ее резиденты, так и лица, не являющиеся ими.

Таким образом, с момента принятия Закона об ОЭЗ прошло чуть более десяти лет. За это время в российские ОЭЗ пришло более 340 инвесторов из 23 стран, среди них компании мирового уровня, например, Yokohama, Isuzu, Sojitz, Air Liquide, Bekaert, Rockwool, Novartis, Arcray, 3M, General Motors, Nokia Siemens Networks. В результате можно говорить о конкретных преимуществах, которые получают резиденты ОЭЗ для своего бизнеса. Во-первых, резиденты получают право пользоваться льготами определенного характера, в том числе налогового, административного и таможенного. Во-вторых, благодаря разработанным критериям создания особых экономических зон существенно снижается риск их невыгодного и неэффективного функционирования. В-третьих, резидентам и их бизнесу оказывается поддержка, которую осуществляет управляющая компания ОЭЗ. В-четвертых, Россия продолжает оказывать прямую и косвенную поддержку особым экономическим зонам, которая заключается в том числе в улучшении российского законодательства, регулирующего ОЭЗ. Кроме этого, в последнее время законодательство РФ претерпевает изменения, направленные в целом на улучшение инвестиционного климата для иностранных инвесторов.

1 Особые экономические зоны / С.В. Приходько, Н.П. Воловик; Консорциум по вопр. приклад. эконом. исслед., Канад. агентство по междунар. развитию [и др.]. – М.: ИЭПП, 2007.