ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип

Снос самостроя по велению местных властей не расходится с Конституцией

| статьи | печать | 2532

Вступивший в силу в прошлом году порядок принятия решений о сносе самовольных построек во внесудебном порядке (п. 4 ст. 222 ГК РФ) не противоречит Конституции РФ — к такому выводу пришел КС РФ по итогам рассмотрения обращения депутатов Госдумы. Более того, судьи подтвердили, что сносу не препятствуют ни наличие регистрации права собственности на самострой, ни тот факт, что постройка была возведена до даты вступления в силу указанных поправок в ГК РФ.

Органы местного самоуправления могут принимать решения о сносе самовольных построек без обращения в суд совершенно спокойно. На днях Конституционный суд РФ обнародовал Определение от 27.09.2016 № 1748-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов Государственной думы о проверке конституционности пункта 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации», в котором разъяснил, что оспариваемая норма не противоречит основному закону страны. А значит, местные власти могут устраивать «ночи длинных ковшей» при условии, что самовольные постройки и процедура принятия решения об их сносе соответствуют требованиям п. 4 ст. 222 ГК РФ.

Снести самовольную постройку можно без судебного решения

Федеральный закон от 13.07.2015 № 258-ФЗ «О внесении изменений в статью 222 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон „О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“» (вступил в силу 15 сентября 2015 г.) дополнил норму, регулирующую правовой статус самовольных построек, новым положением. Так, п. 4 ст. 222 ГК РФ теперь предусмотрен внесудебный порядок принятия и приведения в исполнение решения органов местного самоуправления о сносе самовольных построек, при условии, что:

самовольная постройка создана или возведена на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей;

земельный участок, на котором находится самовольная постройка, расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.

После принятия решения о сносе самовольной постройки орган местного самоуправления уведомляет лицо, которое такую постройку возвело, о необходимости снести ее в добровольном порядке в течение установленного срока (не более 12 месяцев). Алгоритм действий по обнародованию решения о сносе предусмотрен также для ситуации, когда лицо, осуществившее самовольную постройку, не выявлено (подробнее см. «ЭЖ», 2016, № 13, с. 14 «Местная администрация приняла решение о сносе постройки на основании ст. 222 ГК РФ. Что делать ее владельцу?»; 2015, № 34, с. 14).

Реализация предоставленной законом возможности не заставила себя ждать. Правительство г. Москвы приняло постановление от 08.12.2015 № 829-ПП «О мерах по обеспечению сноса самовольных построек на отдельных территориях города Москвы», на основании которого в феврале, а затем в августе 2016 г. были проведены работы по сносу торговых павильонов и других объектов в Москве (постановление Правительства г. Москвы № 356-ПП от 28.06.2016). Поскольку первый этап работ проходил в ночное время, в народе это мероприятие окрестили «ночью длинных ковшей».

Заметим, что сносом самовольных построек во внесудебном порядке занялись не только московские власти (см., например, постановление АС Северо-Западного округа от 06.07.2016 по делу № А66-14959/2015).

Через пару месяцев после первой волны сносов на сайте политической партии КПФР появилась информация о том, что представители фракции этой партии в Госдуме направили в Конституционный суд РФ запрос о проверке конституционности п. 4 ст. 222 ГК РФ.

Госрегистрация права собственности не мешает сносу самовольных построек

Необходимость проверки спорной нормы на соответствие Конституции депутаты обосновали тем, что из-за неопределенности ее положений, которая порождает на практике их неоднозначное толкование и возможность произвольного применения, органы местного самоуправления получают право решать вопрос о праве собственности во внесудебном порядке посредством принятия решения о сносе:

  • постройки, возведенной до вступления оспариваемых законоположений в силу;

  • постройки, в сносе которой ранее было отказано решением суда или право собственности на которую было зарегистрировано уполномоченным государственным органом в установленном законом порядке.

По мнению депутатов, п. 4 ст. 222 ГК РФ не соответствует ст. 10, ч. 1 ст. 19, ч. 3 ст. 35 , ч. 1, 2 ст. 46, ч. 1 ст. 54 и ч. 1 ст. 118 Конституции РФ.

Однако КС РФ не увидел расхождений в содержании п. 4 ст. 222 ГК РФ и основного закона страны.

В Определении от 27.09.2016 № 1748-О судьи отметили, что ст. 35 Конституции РФ, которая закрепляет гарантии права собственности, относится только к праву, возникшему на законных основаниях. Государственная регистрация права собственности представляет собой формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав, возникающих из имущественных отношений, объектом которых является недвижимое имущество. При этом госрегистрация не может подменять собой основание возникновения, изменения и прекращения права. Наличие госрегистрации права на самовольную постройку само по себе не исключает возможности принятия уполномоченным органом решения о сносе такого объекта. Лицо, чье право зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, вправе обжаловать решение о сносе в суде.

Судьи отметили, что в судебной практике уже давно сложился подход, согласно которому даже при наличии госрегистрации права на самовольную постройку может быть принято решение о ее сносе. Нюанс только в том, что речь идет о решении суда, а не органа местного самоуправления (п. 23 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22).

Новый порядок сноса самостроя дает время обратиться в суд

Как уже было сказано выше, оспариваемая норма (п. 4 ст. 222 ГК РФ) предусматривает не только право органа местного самоуправления принять решение о сносе самовольной постройки, отвечающей определенным условиям, но и порядок информирования о таком решении в первую очередь лица, которое такую постройку осуществило. Следовательно, считает КС РФ, такое лицо может прибегнуть к гарантированному ему способу судебной защиты — оспорить принятое органом местного самоуправления решение в суде. Срок сноса, который указывается в решении о сносе самовольной постройки, не может быть произвольным, а устанавливается с учетом характера самовольной постройки (но не может составлять более чем 12 месяцев) и должен предоставлять заинтересованному лицу время для обращения в суд. Последний же вправе приостановить действие оспариваемого решения в части, относящейся к административному истцу, или приостановить совершение в отношении административного истца оспариваемого действия (ч. 1, 2 т. 85, ст. 223 КАС РФ).

Орган местного самоуправления в случае, если лицо, осуществившее самовольную постройку, не выявлено, обязан разместить сообщения о планируемом сносе самовольной постройки в интернете, а также на земельном участке, на котором создана самовольная постройка. Снос самостроя в этом случае может быть осуществлен не ранее, чем через два месяца после дня размещения информации в интернете. Данные положения п. 4 ст. 222 ГК РФ создают дополнительные гарантии информирования лица, осуществившего самовольную постройку, позволяющие ему прибегнуть к средствам судебной защиты.

КС РФ разъяснил, что закрепленный в оспариваемой депутатами норме порядок принятия решений о сносе самовольных построек применяется и к тем из них, которые были возведены до 15 сентября 2015 г.

Если самовольную постройку перестроили, то ее можно снести без суда

Судьи обратили внимание на то, что в случае спора признание постройки самовольной и проверка правомерности ее сноса осуществляется судом, в том числе в рамках процедуры оспаривания решения о сносе самовольной постройки или в рамках процедуры оспаривания действий по ее сносу.

При рассмотрении исков муниципалитетов о сносе самовольных построек суд выясняет, имелись ли нарушения градостроительного и земельного законодательства при возведении спорного объекта. При отказе в удовлетворении требований органа местного самоуправления суд обеспечивает защиту прав владельца спорного объекта, признавая де-факто его действия правомерными или не выходящими за рамки незначительных формальных нарушений, не влияющих на права третьих лиц и не создающих угрозу для жизни и здоровья граждан. Если при наличии такого судебного акта орган местного самоуправления примет решение о сносе самостроя по мотивам и доводам, которые суд ранее не принял, то это будет означать нарушение требования об обязательной силе судебного решения. Такие решения органов местного самоуправления не согласуются с конституционным правом на судебную защиту.

Однако при изменении фактических обстоятельств (например, при реконструкции объекта и создании на его основе нового, не отвечающего требованиям безопасности) или если суд не дал оценку наличию либо отсутствию перечисленных в п. 4 ст. 222 ГК РФ специфических оснований для сноса самовольной постройки, самострой можно будет снести.

День
Неделя
Месяц