1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 14

«Биоритмы» электронных торгов

Ассоциация участников закупок (АУЗ) провела анализ электронных торгов за последние пять лет. Полученные данные позволяют прогнозировать временный экономический рост в нашей стране.

Традиционно подъем в мировой экономике начинается в праздники, когда большое количество людей одновременно начинают активно скупать подарки: от квартир до открыток. Самым ударным месяцем является декабрь, на который попадают новогодние мероприятия, за ним следуют по популярности август (школьные закупки), март и февраль. Однако активность рынка электронных закупок лишь частично совпадает с этим традиционным временем. Виртуальная и реальная экономика живут по своим собственным правилам и «биоритмам».

В своем исследовании под названием «Биоритмы экономики» специалисты аналитического центра Ассоциации участников закупок обозначили только один месяц, который полностью совпал по активности с общемировыми тенденциями: декабрь. Изучив динамику закупок по количеству размещенных лотов в государственных закупках (по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), эксперты выяснили, что именно этот месяц существенно выделяется объемами предлагаемых различными государственными организациями лотов. «Декабрьский апогей» ежегодно берет начало в октябре и на протяжении трех месяцев наращивает объемы. Однако это не единственный период роста в государственных закупках. Дополнительно всплески (хоть и небольшие) наблюдаются в феврале и июне.

В коммерческих торгах (по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»), которые проводят преимущественно частные компании, немного другая картина. Если пиковое количество предложений также приходится на декабрь, завершающийся январским провалом, то начиная с февраля происходит второй затяжной рост, который длится по апрель включительно. По оценкам экспертов, именно в эти два периода имеет смысл наиболее активно участвовать в коммерческих торгах, так как снижается конкуренция в перерасчете на один лот, за счет двух-трехкратного увеличения количества предложений.

Один из членов АУЗ – Центр заключения контрактов (ЦЗК), который оказывает посреднические услуги по участию в электронных закупках, подтвердил данные АУЗ. В осенний период у компаний, подобных ЦЗК, начинается период активизации: существенно увеличивается количество поступающих заказов. С одной стороны, просыпаются заказчики, которые формируют контракты на следующий год, с другой активизируются компании, желающие получить новых клиентов. Именно в этот период становятся наиболее востребованными посреднические услуги по организации участия в торгах. Так как немногие участники рынка имеют собственный опыт, отлаженные процессы и штат, позволяющие успешно участвовать в электронных закупках, Центр заключения контрактов ежегодно получает в этот период прирост. При этом в ЦЗК отметили общий спад количества заказчиков у посредников по всей стране, который объясняется упрощением некоторых процедур на уровне законодательства и ростом опыта самостоятельного участия.

Также немалую роль в снижении числа заказчиков на подобные услуги играет количество предложений на рынке. С начала текущего года количество компаний, готовых оказывать услуги по участию в электронных аукционах под ключ, существенно возросло.

По информации АУЗ, сегодня даже небольшие фирмы и физические лица, предлагают свои услуги. АУЗ приветствует произошедший рост, так как он позволяет выстроить более конкурентные условия на рынке электронных закупок, положительно влияет на уменьшение стоимости услуг, способствует популяризации электронных торгов в бизнес-сообществе. Но процесс имеет и обратную сторону. Среди новоявленных посредников немного профессионалов. Это приводит к большому числу проигранных аукционов, общему недовольству посредниками на рынке закупок и дискредитации всей системы закупок в целом.

Давая заведомо невыполнимые обязательства выиграть какой-либо конкретный аукцион, такие компании втягивают клиентов в мошеннические схемы, которые приводят к потере желаемого лота, времени и средств.

Более того, недобросовестные посредники используют имена крупных порталов по поиску электронных торгов, предлагая доступ к такому порталу и «волшебную кнопку», которая якобы позволит выиграть любой аукцион. По факту такие посредники быстро исчезают, а обязательства по заключенным договорам, включая невыполнимые обещания, вынуждены принимать на себя информационные площадки. Именно по этой причине один из разработчиков программного продукта – ЦЗК отказался от использования посредников и выстраивает отношения с клиентами самостоятельно.

Стоит отметить, что внутренний передел рынка среди компаний-посредников оказывает влияние на весь рынок и обязательно скажется на результатах экономики в нынешнем году. Спрогнозированный аналитиками АУЗ рост в октябре – декабре 2016 года может оказаться на 10–20% меньше, чем мог бы, из-за непрофессиональных действий посреднических фирм, которые в погоне за победой могут жертвовать интересами своих клиентов и занижать стоимость контрактов до неразумных пределов, при которых выполнение будет экономически необоснованным.

Крупные посредники умеют вовремя остановиться и убедить клиента не продолжать торги, так как заботятся не только о суммарном количестве обеспеченных побед, но и об эффективности выигранных лотов для своих клиентов. Поэтому именно малые компании-посредники могут существенно ударить по показателям российской экономики, считают аналитики АУЗ.

Информация предоставлена пресс-службой Ассоциации участников закупок