1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 86

Предпринимателям жить станет лучше

В первом полугодии 2016 года был реализован ряд законодательных инициатив, направленных на улучшение положения малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Содержание этих новшеств внушает определенный оптимизм в деле развития малого и среднего предпринимательства, но последнее слово остается все-таки за практикой применения.

Утверждение Стратегии до 2030 года

Начать освещение новелл законодательства, касающихся деятельности малого и среднего предпринимательства (далее – МСП), хотелось бы с Распоряжения Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р, которым была утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (далее – Стратегия). Это первый стратегический документ по развитию предпринимательства в современной России. Принятая Стратегия является основой для разработки и реализации государственных программ на федеральном и региональном уровне.

Одновременно со Стратегией утверждена «дорожная карта» по ее реализации. Однако конкретные мероприятия прописаны только до 2018 года. Предполагается в дальнейшем корректировать «дорожную карту» с учетом практики реализации.

В Стратегии в качестве условий снижения административной нагрузки на бизнес названы в том числе ревизия полномочий органов государственной и муниципальной власти в части контроля и надзора за МСП, включая оптимизацию их структуры и численности; инвентаризация обязательных требований для бизнеса; блокировка необоснованных законодательных инициатив, направленных на увеличение размера административных санкций, их дифференциация в зависимости от степени общественной опасности нарушения; изменение базового подхода при проведении контрольно-надзорных мероприятий на основе продвижения презумпции невиновности предпринимателя.

По вопросу налоговой и фискальной политики в Стратегии обозначены принципы стабильности и предсказуемости, сбалансированность фискального и стимулирующего воздействия налогов и др. В частности, планируется сохранение трехлетнего моратория на увеличение налоговой нагрузки для МСП, а для малых предприятий и вовсе на долгосрочную перспективу; совершенствование специальных режимов налогообложения – уплаты налога по патентной системе и обязательных платежей по страховым взносам по принципу одного окна; введение уведомительного характера для самозанятых граждан с дальнейшим их освобождением от уплаты налогов и других платежей во внебюджетные фонды сроком на три года, при этом соблюдение надлежащего порядка уведомления будет основанием и для освобождения последних от уголовной ответственности за ведение незаконной предпринимательской деятельности; постепенный переход при помощи налогового стимулирования к использованию программного обеспечения для контрольно-кассовых аппаратов, позволяющего передавать данные в электронной форме.

Стоит отметить, что «дорожной картой» до 2018 года не предусмотрена реализация указанных мероприятий. Но мы знаем, что часть мероприятий в сфере налогообложения МСП реализуются на основании иных нормативных актов, в частности на основании Плана действий Правительства РФ, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году.

Любопытно, что в Стратегии, в отличие от других индикаторов, например, таких как коэффициент рождаемости субъектов МСП или доля граждан, планирующих открыть свой бизнес, итоговые показатели названных выше мероприятий в части контрольно-надзорных и фискальных мероприятий не выражены в цифрах. Казалось бы, можно посчитать существующее количество контролирующих органов и налоговых (неналоговых) платежей для МСП, проанализировать их и выдать оптимальное, необходимое для нормального функционирования государства и резкого роста деловой активности, число, которое должно остаться к 2030 году. Но этого в Стратегии нет.

Теперь в одной лодке

В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц» с 1 января 2017 года на закупочную деятельность государственных и муниципальных унитарных предприятий распространяет свое действие Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Ранее данные виды юридических лиц осуществляли закупки в соответствии с Законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», где говорится, что заказчик может предусмотреть в положении о закупке иные, кроме конкурса и аукциона, способы закупки. Переход на закупки в рамках Закона № 44-ФЗ позволит сделать закупки ГУПов и МУПов более прозрачными.

Статистические данные Правительства РФ только подтверждают актуальность и необходимость новых изменений, внесенных в Закон № 44-ФЗ. Так, в 2014 году государственные и муниципальные унитарные предприятия в 20% случаях осуществили закупку у единственного поставщика, а в 62% – использовали иные неконкурентные способы.

При этом п. 2 ст. 1 Закона № 321-ФЗ вносится дополнение (п. 5 ч. 2 ст. 1) в Закон № 223-ФЗ, согласно которому за государственными и муниципальными унитарными предприятиями сохраняется право на закупку товаров, работ и услуг по нормам Закона № 223-ФЗ в случаях, если закупки осуществляются:

– за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

– в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия.

В этих случаях предприятиям необходимо предусмотреть такой порядок закупок в положении, принятом в соответствии с ч. 2 ст. 2 и утвержденным согласно ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ, и разместить его до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Снижение ретро-бонуса

Важным новшеством поправок (Федеральный закон от 03.07.2016 № 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях») в Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле) стало снижение размера так называемого ретро-бонуса. Теперь в соответствии с ч. 4 ст. 9 Закона о торговле «совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг не может превышать пять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров». В прежней редакции Закона о торговле размер такого вознаграждения мог доходить до десяти процентов. А согласно п. 6 этой же статьи не допускается выплата поставщиком иных видов вознаграждения, не предусмотренных Законом о торговле, либо исполнение (реализация) договора поставки в соответствующей части.

Все договоры торговых сетей и поставщиков должны быть перезаключены до 1 января 2017 года.

Также важным новшеством принятых поправок стало сокращение предельного срока оплаты торговой сетью поставленной продовольственной продукции. Теперь максимальный срок оплаты составляет 40 дней (ранее было 45 дней).

Расширение «упрощенки»

Еще одним позитивным новшеством этого года можно считать принятие Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование». Согласно этому Закону с 1 января 2017 года увеличиваются в два раза лимиты доходов для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Соответствующие изменения внесены в ст. 346.12 и 346.13. НК РФ. Таким образом, под «упрощенку» попадут предприниматели, получившие за девять месяцев до подачи соответствующего уведомления доход, не превышающий 90 млн. руб. Соответственно до 120 млн руб. вместо нынешних 60 млн руб. увеличивается предельный объем доходов, дающий право на использование упрощенной системы налогообложения уже применяющими «упрощенку». В соответствии с поправками предельная остаточная стоимость основных средств организации также была увеличена со 100 млн до 150 млн руб., превышение которой является основанием лишения права на применение «упрощенки».

Кроме того, во исполнение Указа Президента РФ от 15.01.2016 № 13 «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования», которым было передано администрирование страховых взносов в ведение ФНС России, данным Законом в НК РФ погружены страховые взносы. В целом данные изменения полностью повторяют существующий Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Предупрежден – значит прощен

Федеральным законом от 03.07.2016 № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» введена норма о применении предупреждения как безальтернативной санкции при выявлении административного правонарушения у предпринимателя в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий. Должностные лица уполномоченных государственных и региональных органов власти должны предупреждать хозяйствующего субъекта, если он относится к субъектам малого и среднего предпринимательства и соответствующее нарушение допущено впервые.

Норма-принцип, предусматривающая особенности административного реагирования на правонарушения субъектов малого и среднего предпринимательства, включая должностных лиц таких организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, дополнила частью 3 ст. 1.4 КоАП РФ, в которой речь идет о принципе равенства перед законом.

Частью 3 дополнена и ст. 3.4 КоАП РФ «Предупреждение», в которой говорится о том, что, даже если административное предупреждение как мера воздействия на субъектов малого и среднего бизнеса не предусмотрено разделом II КоАП РФ или соответствующим законом субъекта РФ, административный штраф может быть заменен на административное предупреждение по правилам новой ст. 4.1.1 в КоАП РФ. При замене штрафа на предупреждение дополнительное наказание, предусмотренное соответствующей статьей, не применяется.

В части 3 ст. 4.1.1 КоАП РФ предусмотрены правонарушения, при совершении которых штраф на предупреждение заменить нельзя: нарушение антимонопольного, инвестиционного, трудового законодательства и ряд других составов, всего их 18.

Аноним вне закона

Еще одно нововведение, связанное с контрольно-надзорными мероприятиями в отношении субъектов предпринимательства, внесено Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации». По смыслу подпунктов «б» и «в» п. 10 ст. 1 этого Закона будет недопустимо проведение каких-либо проверочных мероприятий в отношении субъектов на основе анонимных жалоб, заявлений. Таким образом, легализовалась инициатива «ОПОРЫ РОССИИ» о запрете анонимов при проверках МСП, озвученная на встрече с Президентом России В. Путиным на форуме «Малый бизнес – национальная идея?» в январе этого года.

Повышение порога

В связи со вступлением в силу 15 июля 2016 года новых поправок в УК РФ и УПК РФ (Федеральный закон от 03.07.2016 № 325-ФЗ«О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»), определенные изменения коснулись и так называемых предпринимательских составов. Так, ч. 2 ст. 76.1 УК РФ «Освобождение от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности» дополнена в том числе ст. 170.2, 176, 177, ч. 1 ст. 178, ч. 1 ст. 185.6, ч. 1 ст. 191, ст. 192. Таким образом, теперь лицо может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно совершило вышеперечисленные преступления впервые, возместило причиненный ущерб и перечислило денежное возмещение в двукратном размере вместо пятикратного по прежней редакции.

Также названными поправками из УК РФ исключена ст. 159.4 «Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности», а санкции остальных составов по мошенничеству в части, касающейся лишения свободы, увеличены на один.

Главным достижением либерализации уголовного законодательства в отношении предпринимателей можно считать появившееся новое примечание ст. 170.2 УК РФ. Теперь крупным и особо крупным размером, ущербом, доходом либо задолженностью при совершении экономических преступлений (за исключением некоторых составов) считается сумма, равная 2 млн 250 тыс. руб. и 9 млн руб. соответственно. В прежней редакции УК РФ они составляли 1,5 млн руб. и 6 млн руб. соответственно.