Россиянам станет проще лечиться за границей уже с 2017 г.

| статьи | печать

Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рекомендовал нижней палате парламента принять законопроект, упрощающий процедуру заключения контракта на лечение россиян за рубежом.

Законопроект, упрощающий организацию лечения российских пациентов за границей за счёт средств федерального бюджета, был внесён на рассмотрение Госдумы депутатами «Единой России» Мартином Шаккумом, Николаем Герасименко и Бекханом Агаевым. Инициатива депутатов является далеко не первой правкой начавшего действовать только два года назад закона № 44-ФЗ в сфере закупок для пациентов. Ранее в первом чтении приняты поправки Минздрава об отказе от ещё одного новшества контрактной системы — закупки лекарств будут возвращены с регионального уровня на федеральный.

Согласно закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» россияне имеют права на лечение за границей за счёт федерального бюджета в случае, если в стране нет жизненно необходимых методик лечения. На это из федерального бюджета ежегодно выделяется 180 млн руб. В случае его принятия законопроект вступит в силу уже с 1 января 2017 г.

С 2 июня 2014 г. в Минздраве России действует типовой контракт на зарубежное лечение. Граждане России вправе обратиться за лечением за границей за счёт бюджета как в стационарах, так и амбулаторно. В абсолютном приоритете первостепенности оказания высокотехнологичной помощи находятся дети. Для получения соответствующего решения комиссии Минздрава необходимо заявление самого пациента и подтверждение невозможности лечения его заболевания в России от одного из федеральных медучреждений. К таким заболеваниям сейчас относятся некоторые виды врождённых пороков развития, детская трансплантация, тяжёлые формы врождённых иммунодефицитов, некоторые виды генетических болезней. За госсчёт в иностранную клинику можно попасть и в том случае, если технология, нужная для лечения, не зарегистрирована на территории России. Пока протокол действий Минздрава следующий — пациент должен пройти обследование в одном из федеральных медучреждений, врачебная комиссия выдаст заключение, что все возможности лечения в России исчерпаны, однако имеются в других странах. Затем это заключение рассматривает специальная комиссия Минздрава, состоящая из ведущих специалистов. В том числе могут быть назначены дополнительные обследования в других российских клиниках. В случае положительного решения заключается договор о выделении средств на проезд и проживание за границей, а также заключается договор с иностранной клиникой на оплату лечения.

После этого Минздрав предоставляет контракт, в котором отмечается, что лечение за рубежом должно начаться не позже 30 дней с момента заключения соответствующего договора. Подписав такой контракт, больной может пользоваться всеми технологиями и препаратами, которые разрешены в стране, куда он едет на лечение. То есть обследования, операции, технологии, лекарства, иммунобиологические препараты станут доступными пациенту. Зарубежные медицинские заведения обязуются выдать копии соответствующих документов пациенту или его представителю. Также они должны сообщить больному о возможных осложнениях при лечении. Вся информация, касающаяся здоровья, диагноза и цены, является конфиденциальной. Перевод денег в иностранные клиники осуществляет Минздрав. Расторгнуть такой договор можно лишь по взаимному согласию сторон или по решению суда иностранного государства.

Как следует из пояснительной записки к законопроекту, инициаторы нового документа сочли, что требования законодательства о госзакупках к этой процедуре избыточны. Согласно закону № 44-ФЗ о контрактной системе, такую закупку ведомство должно проводить путём проведения запроса предложений. Это означает, что до того, как отправить больного на лечение, Минздрав должен провести тендер, с помощью которого выбирается клиника для пациента. В большинстве случаев иностранные клиники не предоставляют документы, которые необходимы для участия в тендере, не публикуют цены на лечение. Поэтому ведомство не может установить для контракта начальную максимальную цену, как того требует закон о контрактной системе. В результате Министерство здравоохранения нередко отменяет процедуру запроса предложения или признает её несостоявшейся. Решить эти сложности, как считают депутаты, может использование другого вида госторгов — закупки у единственного поставщика.

По словам председателя Комитета по экономической политике Анатолия Аксакова, Минздрав получает не более тридцати заявок на лечение за границей в год. Из этих заявок комиссия даёт положительное решение в единицах случаев. В основном это касается орфанных заболеваний, особо сложных видов опухолей, трансплантации.

«В Минздраве нет банка данных иностранных организаций, способных реально помочь при заболеваниях, которые не диагностируются и не лечатся в России, — говорит член Национальной медицинской палаты Алексей Старченко. — В итоге деньги могут быть потрачены впустую на клинику, которая не сможет помочь пациенту. Первым делом следует очертить круг проблем, которые не лечатся в России, а затем определиться с зарубежными лечебными заведениями, чётко понять, насколько предоставляемая зарубежной клиникой информация о её возможностях соответствует действительности. Но для этого в Минздраве должен быть создан специальный отдел, который профессионально формулировал бы все эти вопросы по каждому конкретному пациенту. Получал обоснованные ответы и мог бы их проанализировать. До тех пор же всё будет идти методом проб и ошибок».