Каннский фестиваль расставил странные приоритеты

| статьи | печать

Главный приз Каннского кинофестиваля — «Золотую пальмовую ветвь» завоевал фильм британского режиссёра Кена Лоуча «Я, Дэниел Блейк». Многие критики назвали это странным выбором.

Картина К. Лоуча не входила в число фаворитов фестиваля. Один из членов жюри, венгерский режиссёр Ласло Немеш, пояснил, что кинолента Лоуча понравилась ему своей амбициозностью. «Нам важно было почувствовать очень особенный голос режиссёра, — заявил Немеш. — Я лично очень люблю, когда люди идут своим собственным путём». Сам К. Лоуч назвал свою картину острой социально-политической критикой существующей системы. «Этот мир, в котором мы живём, находится в опасном положении, — объяснил свою концепцию режиссёр. — Те идеи, которые принято называть неолиберальными, угрожают привести нас к катастрофе. Нужно говорить о том, что иной мир возможен и даже необходим».

«Фильм-победитель, снятый в жанре социальной мелодрамы, обладает многими достоинствами работ К. Лоуча, но и их недостатками тоже, — считает кинокритик Андрей Плахов. — Сочувствие к униженным и оскорблённым часто перерастает у левого до кончиков ногтей режиссёра в слишком форсированный антикапиталистический пафос. Если в эпоху Маргарет Тэтчер такое кино имело конкретный политический прицел, сейчас оно выглядит скорее данью канону. Европа переживает более серьёзные проблемы, чем изъяны системы вэлфера, вполне возможно, что скоро будет поставлено под угрозу существование этой системы как таковой».

Однако в мире наблюдается всё меньше восхищения бизнесменами и идеализации их упорства в том, чтобы, отказывая себе в сне или в общении с семьёй, 24 часа в сутки посвящать тому, чтобы заработать на виртуальный счёт ещё 10 копеек вдобавок к имеющимся миллиардам. Но если в той или иной мере вы не готовы или не можете следовать таким правилам жизни, то можете оказаться на её обочине — как герои К. Лоуча.

Гран-при фестиваля присудили 27-летнему канадскому режиссёру Ксавье Долану за ленту «Это всего лишь конец света», хотя изначально киноэксперы и ей не прочили успеха. Режиссёр собрал в своей работе пятёрку одних из самых успешных актёров Франции — Гаспара Ульеля, Венсана Касселя, Марийон Котийяр, Леа Сейду и Натали Бай. К. Долан — открытый гей. Его первый же фильм «Я убил свою маму», который он снял в 19 лет, попал на конкурс Каннского фестиваля. Картина «Это всего лишь конец света» снята по одноимённой пьесе Жан-Люка Лагарса, который был открытым геем и умер в возрасте 38 лет от СПИДа. Пьеса написана в 1995 году, когда он уже знал о диагнозе. По сюжету фильма главный герой Луи, известный писатель-гей, летит к своей семье сообщить о том, что он скоро умрёт от смертельной болезни. Напрямую ни в фильме, ни в пьесе название заболевания не называется, однако критики говорят о параллелях между судьбами драматурга и его персонажа.

Приз за режиссуру получили сразу два кинематографиста: француз Оливье Ассаяс и Кристиан Мунджиу из Румынии. Приз за лучший сценарий ушел иранцу Асгару Фархади за фильм «Клиент». Исполнитель главной роли в этом фильме Шахаб Оссейни получил награду за лучшую мужскую роль. Лучшей актрисой признана филиппинка Жаклин Жозе за роль в фильме Брайанте Мендоза «Мама Роза». Приз жюри присуждён Андреасу Арнольду за «Американскую милашку».

Российских фильмов в числе претендентов на «Золотую пальмовую ветвь» не было. В программе «Двухнедельник режиссёров» была представлена анимационная картина Гарри Бардина «Слушая Бетховена», а в программе «Каннская классика» показали отреставрированную версию фильма Андрея Тарковского «Солярис».

Фильм Кирилла Серебренникова «Ученик» был представлен в параллельной программе «Особый взгляд» и удостоился специального приза имени Франсуа Шале. Эта премия присуждается независимым жюри конкурсным кинокартинам, которые «наилучшим образом передают действительность нашего мира». Решение в пользу «Ученика» было принято единогласно. Премьера фильма состоялась 13 мая. Сам Серебренников рассказывал, что этот фильм, основанный на пьесе немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга, рассказывает о возможности чуда и «божественного начала в нашей жизни». «В финале главная героиня — учительница — начинает это сознавать, — отметил режиссёр. — Фильм сильно отличается от пьесы. Автор пьесы его не видел, мне очень хотелось бы, чтобы он его посмотрел». Награда, которой удостоился фильм, названа в честь известного французского журналиста, писателя и кинообозревателя Франсуа Шале (1919—1996) и присуждается под патронажем Министерства культуры Франции и Национального центра кинематографии и анимации.

В составе жюри этого года не было ни одного критика, историка кино, писателя. Из девяти членов жюри пять — актёры, среди которых, по мнению А. Плахова, «только Дональд Сазерленд, игравший у Феллини, Шлезингера и Бертолуччи, имеет безупречную личностную репутацию. Остальные — Ванесса Паради, Валерия Голино, Кирстен Данст и даже Мадс Миккельсен — вряд ли могли образовать коллектив, способный на концептуальные решения». Ситуацию никак не меняли два таких авторитетных режиссёра, как Арно Деплешен и Ласло Немеш, а председатель жюри Каннского кинофестиваля, режиссёр Джордж Миллер вообще заявил, что опыт работы в жюри для него «был подобен возвращению в киношколу». И наотрез отказался высказываться о фильмах-участниках, комментируя итоги фестиваля.

В следующем году Каннский фестиваль, имеющий огромную традицию влияния на киноиндустрию, пройдёт в 70-й раз. И уже сегодня критики осторожно высказываются о том, что это может стать закатом именитого кинофорума.