Акцент на интернет: закупки госкомпаний могут стать тотально электронными

| статьи | печать

На рассмотрение Правительства РФ поступил разработанный Минэкономразвития России проект поправок к законопроекту с изменениями в законодательство о закупках отдельными видами юридических лиц. Министерство предлагает конкретизировать понятийный аппарат Закона № 223-ФЗ, все конкурентные способы определения поставщиков сделать электронными, а также установить четкие требования к проведению конкурентных способов закупки в электронном виде. Планируется, что изменения вступят в силу уже с 1 июля 2016 г., и до сентября все положения о закупках необходимо будет привести в соответствие с ними.

В июне прошлого года на рассмотрение Госдумы поступил правительственный законопроект № 821534-6 «О внесении изменений ‎в Федеральный закон „О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц“», разработанный Минэкономразвития России (далее — законопроект № 821534-6). Из пояснительной записки к законопроекту следовало, что внесение довольно серьезных поправок в Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ) обусловлено необходимостью расширить доступ малого и среднего бизнеса к участию в закупках по правилам Закона № 223-ФЗ (подробнее о законопроекте см. «ЭЖ», 2015, № 25, с. 09).

В первом чтении законопроект был одобрен 15 сентября, и на следующий же день на портале regulation.gov.ru был опубликован текст поправок к проекту федерального закона № 821534-6 «О внесении изменений‎в Федеральный закон „О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц“» (далее — Поправки в законопроект).

Заметим, что Закон № 223-ФЗ, в отличие от Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», регулирует закупки госкомпаний довольно мягко, оставляя многие вопросы на усмотрение заказчиков. Законопроект, а теперь и поправки к нему это положение вещей заметно изменят, если будут одобрены парламентом и президентом.

Разрабатывать типовые положения о закупках будут и муниципалитеты

Действующий Закон № 223-ФЗ очень скупо регулирует правила проведения закупок госорганизациями. Он скорее устанавливает общие принципы и ориентиры. Законопроект нацелен как раз на то, чтобы конкретизировать правила, установленные законом, сделать процедуру закупки понятнее и прозрачнее.

Так, нынешней редакцией закона предусмотрено, что положение о закупке утверждает руководящий орган или должностное лицо самого заказчика. На законодательном уровне регулируются только принципы и основные положения такого документа (ст. 3 Закона № 223-ФЗ), а конкретное содержание остается на усмотрение организации. В законопроекте, а за ним и в поправках предлагается ввести четкие требования к положению о закупке. Прежде всего оно должно будет составляться на основе типового положения. Законопроектом было предусмотрено, что разрабатывать типовые положения о закупках должны будут уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти. В Поправках к законопроекту этот порядок иной: высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или местная администрация вправе определить соответственно органы исполнительной власти субъекта РФ или муниципальные органы, уполномоченные утверждать типовые положения о закупке.

Конкурентные способы закупок станут только электронными

Но, пожалуй, ключевой поправкой, которую правительство предлагает внести в законопроект № 821534-6, является переход к проведению закупок конкурентными способами (аукцион, конкурс, запрос котировок и запрос предложений) исключительно в электронной форме.

«Неэлектронная» форма в конечной редакции Поправок в законопроект предусмотрена только для закупок у единственного поставщика, а также для иных видов закупок. Иные способы заказчики смогут использовать при условии, что начальная (максимальная) цена договора не превышает 100 000 руб. (если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более 5 млрд руб. — то при начальной (максимальной) цене договора, не превышающей 500 000 руб.).

В Поправках в законопроект конкурентный способ закупки в электронной форме определяется как способ закупки, при котором обеспечивается соперничество участников закупки (в том числе по цене договора) и информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такой закупки, документации о такой закупке, за исключением случаев, когда сведения о такой закупке не подлежат размещению в единой информационной системе, проведение такой закупки обеспечивается на электронной площадке (ЭП) ее оператором. Поправки в законопроект также содержат и определения электронных аукциона, конкурса, запроса предложений и котировок.

Требования к проведению закупок конкурентными способами в электронной форме должны будут регулироваться новой ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ (в ред. Поправок в законопроект). Отметим, что предусмотренные законопроектом ст. 3.1 и 3.2, устанавливающие требования к конкурентным способам закупок и к закупке в электронной форме соответственно Поправками в законопроект не отменены и даже не изменена их нумерация.

Заявки на участие в электронной конкурентной закупке будут представляться в форме электронных документов, причем для неразглашения информации, содержащейся в таких заявках, оператор ЭП до наступления срока открытия доступа к поданным заявкам должен обеспечить отсутствие доступа любых лиц к поданным электронным заявкам.

Порядок осуществления конкурентных закупок в электронной форме установлен в ст. 3.3 Закона № 223-ФЗ (в ред. Поправок в законопроект). Проведение закупки должно обеспечиваться программно-аппаратными средствами ЭП на сайте в интернете в порядке, установленном законом, положением о закупке, регламентом ЭП, и соглашением, заключенным между заказчиком и оператором ЭП.

Обмен любой информацией, которая связана с осуществлением электронной конкурентной закупки, будет осуществляться на ЭП в форме электронных документов. Исключение сделано только для запроса о даче разъяснений документации о закупке и соответствующих разъяснений заказчика — их можно направить иным способом, установленным в положении о закупке.

Новые поправки могут вступить в силу уже в июле

Изначально предполагалось, что законопроект № 821534-6 вступит в силу с 1 января 2016 г., за исключением некоторых положений, для которых предусмотрена отсрочка до 1 января 2017 г.

Однако в итоговом тексте Поправок к законопроекту переходный период не предусмотрен: установлено, что поправки в закон вступят в силу уже с 1 июля 2016 г., и у заказчиков будет время до 1 сентября, чтобы привести положения о закупках в соответствие с новыми правилами.