Закон о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц ждут масштабные изменения

| статьи | печать

Правительство России подготовило серьезные корректировки и дополнения в Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ). Соответствующий законопроект уже внесен на рассмотрение нижней палаты парламента (№ 821534-6).

Законопроект вносит изменения во все статьи действующего Закона № ­223-ФЗ, помимо этого закон будет дополнен еще двумя новыми статьями — ст. 3.1, устанавливающей требования к конкурентным способам закупки, и ст. 3.2 определяющей требования к закупкам в элект­ронном виде.

В пояснительной записке к законопроекту правительство анонсирует, что целью его разработки является «расширение возможностей доступа малых и средних предприятий к закупкам, осуществляемым в соответствии с Законом № 223-ФЗ».

Перечень конкурентных способов закупки будет исчерпывающим

В настоящее время Закон № 223-ФЗ, по сути, не регулирует процедуры закупок, а только обеспечивает раскрытие информации о них с использованием официального сайта www.zakupki.gov.ru. При этом порядок осуществ­ления закупок определяется каждой компанией самостоя­тельно посредством разработки и утверждения положения о закупке. Законопроектом предлагается установить исчерпывающий перечень конкурентных способов осуществления закупок, а также основные требования к порядку осуществ­ления закупки указанными способами (п. 2 ст. 3 и ст. 3.1). При этом также предлагается определить предельное значение начальной (максимальной) цены договора, до которого заказчики будут обязаны осуществлять закупки с использованием указанных способов. Такое предельное значение начальной (максимальной) цены договора будет устанавливаться Правительством РФ.

Отметим, что сейчас начальная (максимальная) цена договора установлена постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в размере 200 млн руб., в пределах этой суммы заказчики вправе осуществлять процедуры закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства.

При этом законопроектом предусмотрена возможность видоизменения (конструирования) установленных способов закупок под конкретные потребности заказчиков с учетом определенных рамочных требований к каждой процедуре.

Стимулирование закупок в электронной форме и ограничение количества площадок

Неопределенность понятия «закупка в электронной форме» приводит к возможнос­ти осуществления заказчиками таких закупок, например посредством приема заявок на электронную почту. Следовательно, такие процедуры не являются прозрачными и конкурентными.

Законопроектом предлагается установить в Законе № ­223-ФЗ понятие закупки в электронной форме (ст. 3.2).

По данным исследования, проведенного Минэкономразвития России, закупки отдельных видов юридических лиц в электронной форме обеспечиваются сейчас более чем 120 электронными площадками. Такое количество электронных площадок не позволяет обеспечить оптимальный контроль за соблюдением требований Закона № 223-ФЗ уполномоченным контрольным органом.

Неограниченное число элект­ронных площадок вынуждает потенциальных участников закупок проходить аккредитацию на значительном количестве таких площадок, что приводит к возникновению дополнительных временных и финансовых затрат.

Это значительно затрудняет доступ к закупкам субъектам малого и среднего предпринимательства, создает предпосылки для злоупотреблений со стороны недобросовестных заказчиков.

В связи с этим законопроектом предлагается урегулировать вопрос о количестве электронных площадок, обеспечивающих проведение указанных электронных процедур закупок.

Также законопроектом преду­смотрено право Правительства РФ определять объем закупок товаров, работ, услуг, которые заказчик обязан осуществить в электронной форме в годовом объеме закупок заказчика, и порядок расчета указанного объема.

Оптимизация закупок

Законопроектом предусмотрено внесение изменений в ч. 2.1 ст. 1 Закона № 223-ФЗ, устанавливающих однозначное определение круга юридических лиц, которые вправе не руководствоваться положениями Закона № 223-ФЗ.

Также изменения в Закон № 223-ФЗ направлены на формирование единых закупочных политик холдинговых компаний. В частности, в него предлагается включить положения, позволяющие хозяйственным обществам, а также их дочерним хозяйственным обществам присоединяться к положению о закупке основных хозяйственных обществ.

В соответствии с принципом информационной открытости закупок, установленным ст. 3 Закона № 223-ФЗ, заказчик обязан размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг (извещение о закупке, до­кумен­тацию о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и до­кумен­тации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую до­кумен­тацию, разъяснения такой до­кумен­тации, протоколы, составляемые в ходе закупки), в том числе в случае закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). В то же время при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) соблюдение заказчиком установленного требования о размещении на официальном сайте извещения и до­кумен­тации о закупке является формальным.

В связи с этим законопроектом предлагается исключить обязанность заказчика размещать на официальном сайте при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) до­кумен­тацию о закупке, протоколы, составленные в ходе закупки, проекты договоров.

Также законопроектом преду­сматривается сокращение в два раза объема отчетов, которые заказчики не позднее ­10-го числа месяца, следующего за отчетным, должны размещать в единой информационной системе.

В целях совершенствования системы контроля закупок законопроектом увеличено количество случаев, в которых участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

Так, в соответствии с законопроектом участник закупки вправе обжаловать факт осуществления заказчиком закупки товаров, работ, услуг с нарушением требований Закона № 223-ФЗ или не в соответствии с утвержденным и размещенным на официальном сайте положением о закупке такого заказчика.

Кроме того, законопроектом предлагается увеличить количество субъектов, действия которых могут быть обжалованы. Например, участник закупки вправе будет обжаловать действия комиссии по проведению закупок, специализированной организации, оператора элект­ронной площадки.