Разъяснены новые правила внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду

| статьи | печать

С 1 января 2016 г. существенно изменился порядок начисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. В связи с тем что по поводу применения новых норм возникло множество вопросов, Росприроднадзор и Минприроды России выпустили несколько разъяснений.

Опубликованы три разъяснения, касающиеся начисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. Это письма Росприроднадзора от 11.04.2016 № АС‑06-01-36/6155 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду», от 29.03.2016 № АА‑06-01-36/5099 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов», а также Минприроды России от 25.03.2016 № 06-09-44/5872 «О разъяснениях по плате».

Напомним, что плату за негативное воздействие на окружающую среду должны вносить все компании и индивидуальные предприниматели, если они осуществляют выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками или сбросы загрязняющих веществ в водные объекты или хранение, захоронение отходов производства и потребления. Исключение составляют только те из них, которые ведут свою деятельность исключительно на объектах IV категории, то есть на объектах, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду. Это предусмотрено в ст. 16, 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ).

Росприроднадзор напомнил, что с 1 января 2016 г. изменился порядок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. Теперь вносить ее нужно раз в год в срок до 1 марта года, следующего за отчетным периодом. То есть за 2016 г. перечислить так называемую плату «за загрязнения» необходимо будет до 1 марта 2017 г. Но одновременно придется вносить ежеквартальные авансовые платежи (кроме IV квартала). Их необходимо оплачивать не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем квартала текущего отчетного периода. Аванс вносится в размере 1/4 суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год. Исключение предусмотрено только для субъектов малого и среднего предпринимательства. Им не нужно вносить авансы, а перечислять плату за негативное воздействие на окружающую среду придется только раз в год. Кроме того, если компания только открылась, то авансовые платежи в течение 2016 г. ей тоже не нужно вносить, то есть она начнет оплачивать авансы уже с 2017 г. При этом Минприроды России добавило, что на правоотношения, связанные с исчислением и взиманием платы за 2015 г., нормы законодательства, вступившие в силу с 1 января 2016 г., не применяются, в том числе в части уплаты пеней за несвоевременное или неполное внесение платы.

Минприроды России уточнило, что за несвоевременное или неполное внесение авансовых платежей и платы за негативное воздействие на окружающую среду начисляются пени. Таким образом, министерство подтвердило, что пени будут взиматься и в случае нарушения срока оплаты авансов (хотя в п. 4 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ речь идет о начислении пени за несвоевременное или неполное внесение только платы за негативное воздействие на окружающую среду, но не авансовых платежей). Пени составляет 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере 0,2% за каждый день просрочки, и начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока. То есть в 2016 г. в отношении авансовых платежей пени будут начисляться начиная с 21-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, а в 2017 г. в отношении ежегодно вносимой платы — начиная с 2-го марта года, следующего за отчетным. А вот по поводу штрафов за опоздание с авансовыми платежами ситуация совсем неоднозначная. Дело в том, что помимо пени за несвоевременное перечисление платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена еще и административная ответственность в виде штрафа (для должностных лиц — от 3000 до 6000. руб., для юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб. — ст. 8.41 КоАП РФ). Но будут ли штрафовать по этой статье за опоздание с оплатой авансов, пока неизвестно. Росприроднадзор указал, что на этот вопрос позже ответит Минприроды России.

При определении аванса в размере 1/4 суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за 2015 г., суммы платежей, уплаченные в счет погашения задолженности предыдущих лет (2013 г., 2014 г. и т.д.), не учитываются вне зависимости от того, как был погашен долг: в добровольном или судебном порядке. Также Росприроднадзор прокомментировал следующую ситуацию: если в 2015 г. компания вносила плату за негативное воздействие на окружающую среду за сверхлимитное загрязнение ввиду отсутствия разрешительной документации, то в 2016 г. квартальные авансовые платежи она должна исчислять и вносить строго от суммы, уплаченной за 2015 г. (даже если в 2016 г. она уже получила разрешительную документацию и не нужно вносить плату за сверхлимитное загрязнение).

По итогам года переплаченные суммы авансов подлежат зачету в счет будущих платежей или возврату по заявлению плательщика. Процедуры зачета (возврата) денежных средств планируется предусмотреть в Правилах исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения. Соответствующий проект постановления Правительства РФ пока дорабатывается Минприроды России.

Кроме того, Росприроднадзор отметил, что в течение 2016 г. ежеквартальные авансовые платежи нужно вносить без подачи какой-либо отчетности. Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду компании и индивидуальные предприниматели должны будут представить уже в следующем году, то есть в срок до 10 марта 2017 г. Сейчас Минприроды России разрабатывает порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы. Завершить работу по утверждению и государственной регистрации этого документа в Минюсте России планируется до конца текущего года.

Еще один вопрос коснулся платы за размещение отходов. В настоящее время плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов должны исчислять и уплачивать юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались данные отходы. Появление такой позиции связано с тем, что Верховный суд РФ признал не действующими с 1 января 2016 г. несколько абзацев письма Росприроднадзора от 03.06.2013 № ВК‑06-01-36/7676 (решение от 09.02.2016 по делу № АКПИ15-1379). В этих абзацах было указано, что если компания передала право собственности на образовавшиеся в результате ее деятельности отходы сторонней организации, то все последующие обязательства по размещению отходов, в том числе по внесению платы, возникают у нового собственника отходов. Теперь эта позиция не действует. Кроме того, до дня утверждения единого тарифа регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта РФ и заключения соглашения между региональным оператором и органом государственной власти субъекта РФ плату за размещение твердых коммунальных отходов тоже должны уплачивать юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной деятельности которых образовались данные отходы.